Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
развитие креативности у детей
На следующем уроке
продолжаем работу по созданию
предложенных образов с
Далее детям предлагается
прослушать и позже разучить
песню И. Портного «Веселый
старичок». Всплеск
Избегая методов
репродуктивной информации, педагог
во всех вышеперечисленных
Например, освоение штриха «non Legato» мы предлагаем начинать таким образом: во время музыкальной паузы звучит марш, дети маршируют. Затем мы размышляем: «какой прием исполнения слышится в звучании «Legato» или «Staccato»?». Как правило, некоторые дети без раздумий выкрикивают «Legato» или «Staccato», остальные сомневаются.
Тех детей, которые услышали в марше «Staccato», можно попросить двигаться легкими прыжками под марш. Дети сразу чувствуют, что это сделать трудно. Таким образом, знакомство с новым штрихом «non Legato» происходит через чувственный двигательный образ, появившийся в творческом задании на ритмическую пластику.
Усвоению штрихов
способствует такое задание –
Какие движения соответствуют штрихам «Staccato», «Legato» и «non Legato»:
скольжение на лыжах,
маршировка и подскок?
Чтобы проверить себя, детям обычно предлагается проделать эти движения по музыку. Уверенно справляются с заданием около 60% детей.
Другой пример музыкальной
загадки: после прослушивания
исполненной в быстром темпе
пьесы Рубаха «Воробей», детям
предлагается угадать,
К наиболее понравившемуся
варианту можно предложить
Аналогичные задания
на закрепление понятия «
На первом этапе
с таким заданием справляются
немногие, так как оно требует
адекватной реакции на музыку
и хорошей координации, но в
процессе многократного
Каждый первый урок
новой четверти в своей
Более расширенные представления о штрихах дети получают на основе познавательной беседы о разных видах искусства.
После знакомства
с творчеством художников
В ответ на вопрос:
где еще и в каких видах
искусства или творческой
Подводим беседу
к логическому завершению: во
всех знакомых нам видах
От общей беседы
переходим к конкретному
Следующее творческое задание мы назвали «Волшебные штрихи».
Учитель предлагает
детям попробовать свои
Дети, как правило, очень робко, боясь сделать ошибку а затем, после успехов первых учеников, активно стремятся к доске. В результате их поисков на доске из линий, точек и других штрихов вырисовываются образы ели, березы, дождя.
Из-за недостатка времени на уроке выполнение этого творческого задания можно продолжить дома.
В этом случае
простор для фантазии не
А это задание
является как бы продолжением
и завершением предыдущего: в
графически изображенных на
Около 55% опрошенных
детей находят следующие
Проблемная ситуация
разрешилась, когда было
На основе этих
творческих заданий, в ходе
их выполнения дети усваивают,
что штрихи в музыке – это
способы или приемы
Вышеописанные творческие
задания, помимо выполнения
Следующий блок творческих заданий связан с темой громкостной динамики.
Поскольку с динамическими
оттенками дети были
Новыми понятиями являются крещендо
(постепенное усиление громкости звука)
и диминуэндо
(постепенное затихание звука).
Интересным творческим
заданием в теме «Осенний
Лирическим эпиграфом
к заданию могут служить
О, кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.
Детям предлагается подобрать кленовые листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо: например, первый лист должен быть желтым (самым светлым), а последний – коричневым или бордовым, то есть самым насыщенным по цвету. Листья собраны заранее на экскурсии по осеннему лесу и прогулке. Педагог напоминает о постепенности перехода от желтого к коричневому.
Эта творческая работа может проводиться разными методами:
Коллективный: дети по очереди (по желанию) работают у доски, остальные наблюдают, дают советы, участвуют в обсуждении ошибок.
Составляют композиции из листьев индивидуально, каждый из своей коллекции.
Групповой метод работы: дети объединяются в группы (по 3 – 5 человек) и сообща выбирают наиболее удачный вариант колоритного крещендо в листьях.
На первом этапе работы с этим заданием справляются далеко не все: процесс движения в окраске листьев смогли уловить лишь 20% детей.
Развивая тему цветового крещендо, предлагаем детям озвучить составленную композицию: пропеть ее на звуке «О – О». Не вникнув в суть задания, дети просто тянут монотонно звук «О – О – О».
Педагог, идя от обратного, еще раз просит детей обратить внимание на расположение листьев в составленных композициях: Одинаковы ли по цвету первый и последний лист? После рассуждений уточняет ответы детей, что цвета постепенно набирают яркость к последнему листу, то есть происходит крещендо, усиление яркости.
Игровой момент: «Представьте, что вы – художник, голос – это ваша кисть, звук «О» – это краски. Раскрасьте голосом эти листья, так же усиливая яркость!». Дети очень эмоционально реагируют на это творческое задание (многие помогают себе: рукой изображают мазки кистью, причем их амплитуда к последнему листу значительно усиливается. 38% детей смогли озвучить цветовое крещендо: «о – о – о – О…».
Аналогично работаем
над диминуэндо: изменяем в задании
лишь гамму цветов: дети самостоятельно
подбирают оттенки от зеленого
до бледно желтого. 70% учащихся
справляются с подбором
Творческие задания
по цветовому и графическому
моделированию музыки также
На протяжении всего
года мы периодически
Ярко-показательным
примером для осмысления
В творческом задании
на словесное рисование мы
просим детей не только устный
портрет горного короля, но и
доказать соответствие своего
образа авторскому видению, то
есть подтвердить свои
Дети, дополняя рассказы друг друга, отмечают мощный рост динамики, перечисляют понятия p, , f и ff (учитель к месту сообщает, что ff (очень громко) – на языке музыки означает фортиссимо, ff), включение в исполнение симфонического оркестра и хора. Также дети отмечают и высокое звучание инструментов (регистр), изменение темпа. Но не все дети уловили ускорение темпа. Во время второго прослушивания предлагаем легонько постукивать пальчиком о ладошку. Дети «на себе» ощущают ускорение темпа. Наряду с этими хлопками в ладоши воспроизводим ритм пьесы. Подводя детей к более осознанному пониманию ритма, просим детей подвигаться по эту музыку. Начинаем с вкрадчивых шагов и заканчиваем стремительным бегом на месте.
В целом характеристика
произведения, средств музыкальной
выразительности, создавших
Активно принимали участие в словесном рисовании 60% детей.
Во второй четверти
в теме «Зимняя сказка»
В короткой предварительной беседе выясняем, какие русские народные инструменты дети знают (то есть, затрагиваем и такое выразительное средство как тембр). Дети среди других обязательно называют баян или гармошку. В ознакомительной беседе дети узнают об исторических корнях народного танца «Трепак», о связи народных танцев, плясок с гармошкой. Для распевки применяем творческое задание-упражнение «Игра на воображаемых гармошках». Предлагаем детям «поиграть» на гармошке, то есть раздвигать и сдвигать меха. Объясняем принцип: чем сильнее растягивать меха - тем громче звук, и наоборот. Просим играть тихо, громко, затем – постепенно усилить необходимую силу звучания; уменьшить.