Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
развитие креативности у детей
Затем следует то
же задание, но силу громкости
обозначаем музыкальными
В первый раз с заданием справились 30% детей, в процессе повторения (менялся порядок терминов) количество правильно «играющих» детей увеличилось до 60%.
Усложняем задание:
предлагаем детям озвучить
Это творческое
упражнение удобно и для
Еще одним сложным
заданием на закрепление
Наконец настали стужи:
На дворе замерзли лужи
Своих деток воробей
Кличет к гнездышку скорей.
Звучат первые четыре такта. Поем с детьми их со словами «Наконец настали стужи». Ко второй фразе (На дворе замерзли лужи) дети должны досочинить мелодию самостоятельно.
Первыми откликнулись дети, занимающиеся в музыкальных школах. Они пропели свои варианты мелодий:
Еще несколько человек предложили свои сочинения, но либо это оказались повторения уже прозвучавших мелодий, либо неудачные варианты из-за неточного интонирования. Несмотря на определенную специфичность, сложность задания, прослеживается тенденция развития активности, росту интереса именно к нестандартным формам творческой работы на уроках.
Подтверждает наше
наблюдение и такой пример: с
инициативой досочинить и
Предлагаем детям
выбрать наиболее удачный
Придумайте, каким штрихом удобнее петь эту песенку?
Несколько человек предлагают «Legato». Поем на «Legato». Приходим к выводу, что песня получается скучная, монотонная.
Просим детей подумать.
Какое настроение заключено в словах «Наконец настали стужи, на дворе замерзли лужи»?
Дети наперебой говорят о радости, веселье, новогодней елке, первом снеге и так далее.
Каким штрихом лучше изобразить радостный характер этой песенки?
Теперь дети уверены, что «Staccato». Поем. Убеждаемся, что песня звучит лучше. (Ученица провела образную параллель между хрупким льдом и штрихом «Staccato»).
Переходим к динамическим оттенкам. Предлагаем детям самим определить подходящую к характеру песни динамику. Дети единодушно предлагают f. Поем все на f.
Красиво ли прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее на «forte» ?
После короткого размышления
большинство решают, что это не
красиво. (10% детей удовлетворены
однообразно громким звучанием)
Подводим детей к кульминации беседы:
Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной? Что нужно изменить в динамике, чтобы песня прозвучала выразительно, рельефно, радостно и легко?
После небольшого размышления дети соглашаются, что сила звучания должна меняться на протяжении песни. Останавливаемся на варианте
f p. Повторяем, что этот прием исполнения называется диминуэндо.
Репродуктивное задание на повторение:
Какие средства выразительности вы знаете?
Какие из них помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?
60% детей ответили правильно: при помощи штриха «Staccato» и динамического оттенка
На
следующем уроке завершаем
Творческие задания на досочинение (импровизация на домысливание), также могут служить критерием для определения уровня развития креативности, так как, для того, чтобы выстроить оригинальные фабульно-композиционные предложения, дети вынуждены обращать пристальное внимание на художественные детали, осмысливать логику их развития и, естественно, максимально использовать возможность своего воображения.
В конце первой четверти два часа отводим на тему «Радость и грусть». Задачей этой темы является постижение понятий «лад», dur (мажор) и moll (минор).
С
понятием «лад» знакомим детей
на материале стихотворной
Постижение
понятий «лад», «мажор», «
Картина В. Васнецова «Аленушка» может служить ярчайшим примером минорного настроения. На уроке мы рассматриваем, «вслушиваемся», обсуждаем эту картину. Творческое домашнее задание: подобрать репродукцию соответствующую мажорному настроению. (Или передать светлое, радостное настроение в своем рисунке).
После прослушивания пьесы Б. Тобиса «Негритенок грустит» и «Негритенок улыбается» (без сообщения названий), педагог просит детей выбрать, какое из произведений соответствует настроению Аленушки на картине В. Васнецова. 80% детей безошибочно определяют печальный характер первой пьесы («Негритенок грустит»).
Творческое задание на ритмопластику: движениями, пластикой, передать настроение двух пьес Тобиса. Не смотря на то, что почти все дети верно определили характер пьес, передать настроение в движении удается немногим, лишь 20% детей двигаются соответственно музыке. Под пьесу «Негритенок грустит» движения плавные, легкие, замедленные, и наоборот: на веселого негритенка дети реагируют более резкими, яркими движениями.
У остальных же движения бесхарактерные, некоординированные.
В следующем творческом
задании интересно и
- Жук, жук,
Где твой дом?
- Мой дом под кустом,
Мальчики бежали,
Домик растоптали.
После разучивания
этой песни и определения
Дети отдают предпочтение следующему варианту: «Домик у жука был старый, а после того, как мальчики его растоптали, ему построили новый домик, жучок радуется».
Педагог исполняет
песню в мажоре. На вопрос «что
изменилось в звучании музыки?»
Поскольку изменился характер музыки, значит изменился и лад (мажорный). Поем эту песню хором в мажорном ладу и инсценируем. Один ребенок выступает в роли жука, три ученика – в роли мальчиков, остальные дети поют слова автора. Одновременно вспоминаем штрихи. В основном все дети определяют моменты в песне, где должно звучать «Staccato»: это слова «мальчики бежали, домик растоптали». Дети изображают легкий бег.
Для формирования
ладового чувства на одном
из последующих уроков даем
следующее творческое задание:
сочинить музыкальные
Для грустной интонации ученики выбрали флейту, кантеле. На металлофоне дети сочиняли радостные, маршевые интонации.
Справились с этим
заданием 40% детей. Знакомство с
различными способами
Формирование чувства
лада и закрепление понятий
«мажор», «минор» происходит
Развитие и усвоение
понятия «тембр» – окраска
звука, происходит так же на
основе творческих и
На одном из первых
уроков первой четверти с
Водящий (они меняются) закрывает глаза. Дети (можно с движениями) напевают текст:
Коля, ты сейчас в лесу,
Я зову тебя: «А – у».
Ты глаза закрывай, не робей,
Кто назвал тебя, узнай поскорей.
Один из поющих пропевает имя водящего, который должен узнать по голосу позвавшего его ребенка.
Еще один творческий
игровой момент урока на
Ход игры: Педагог
обращает внимание детей на
красочный поезд, в котором
едут музыканты, играющие на
разных инструментах. Если хорошо
прислушаться, то можно определить,
звуки каких инструментов
Понятие «тембр»
закрепляется и на основе
Предлагаем прослушать
эту же пьесу в исполнении
трубы. Дети явно удивлены
Еще одно творческое задание на закрепление тембра (третья четверть).
Слушаем фрагмент
«Арагонской хоты» Глинки, в исполнении
симфонического оркестра и
И в этом примере
богатые выразительные
Далее уместно познакомить
детей с синтезатором –
Для развития креативности современного ребенка очень важно обратиться к современной музыкальной технике. В этой связи нами используется целый блок заданий на развитие тембрального слуха, различения динамических оттенков и метроритма и так далее.