Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
развитие креативности у детей
С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы запева справились лишь 10% учащихся группы.
В результате диагностического этапа мы сделали следующий вывод: Уровень креативности у детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.
Все виды выше описанных диагностических работ по определению уровня развития креативности использовались затем на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.
В данной части работы мы
представляем описание серий творческих
заданий, связанных с освоением
средств музыкальной
Задачей второго
класса является углубление, дифференциация
знакомых средств музыкальной
выразительности, а также
На втором этапе опытно-практической
работы нами была выстроена и апробирована
программа по изучению и анализу
средств музыкальной
Поэтому, каждая тема, связанная со средствами музыкальной выразительности (первоначально знакомство с ними произошло в первом классе) была раскрыта нами через специальную систему творческих заданий.
Далее мы даем характеристику
и некоторые результаты экспериментального
этапа опытно-
Календарно-тематический план.
Тема «Музыка осени»
Подтемы – варианты:
«Осенний дождь» – 1 час (штрихи)
«Листопад» - 1 час (динамика)
«Осень в красках» - 1 час
«Осень – какая она» – 1 час (темп)
Культура и быть прошлых веков – 2 часа
«Радость и грусть» – 2 часа
«Антракт» - 1 час
II четверть. Ноябрь-Декабрь (7 часов).
Тема «Волшебные звуки зимы»
Подтемы – варианты:
«Угадай мелодию. Вспомни» – 1 час. (контраст)
«Храм. Музыка в храме» - 1 час (орган)
«Музыкальные диалоги» – 2 часа (тембр)
«Зимняя сказка» - 2 часа (балет)
«Карнавал» - 1 час
III четверть. Январь-Февраль-Март (10 часов).
Тема «Весенние краски»
Подтемы – варианты:
«Угадай мелодию. Вспомни» - 1 час. (регистр)
«Загадка» – 2 часа. (темп, ритм)
«Центральный образ в церковной музыке» - 1 час. («масленица»)
«Хрустальный башмачок» – 1 час.
«Пробуждение природы» – 1 час.
«Танцевальная музыка» - 2 часа. (гавот, полонез, вальс, мазурка)
«Антракт» – 1 час.
IV четверть. Апрель-Май (8 часов).
Тема «Давайте дружить!»
Подтемы – варианты:
«Послушай. Вспомни» – 1 час.
«Православленная вера на Руси» – 1 час.
«Путешествие с любимыми героями» – 2 часа. (ансамбль)
«Музыкальные картинки» – 2 часа. (образ)
«Какого цвета лето?» – 1 час.
«Любимая музыка. Песня» – 1 час.
2.2 Опытно-практическая работа во втором классе
Для второго класса
мы определяем следующую
При этом мы стремимся к развитию:
творческой фантазии;
умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом, воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения;
умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах;
навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме;
навыков музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения;
навыков вокально-хорового и
инструментального
элементарных навыков репродуктивной ориентации в понятиях;
умения воплощать в
словесных, живописных, пластических импровизациях
собственные впечатления о
умений анализировать средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.
Далее мы приводим фрагменты
из конспектов уроков, в которых
предоставлены разнообразные
Работу над выразительными средствами музыки во втором классе мы начинаем с процесса усвоения и творческого освоения понятия «штрихи».
Понятие «штрихи» мы рассматриваем уже на втором уроке темы «Музыка осени», рассчитанной на 4 часа. В подтеме «Осенний дождь» знакомим детей с понятием «Staccato». Детям предлагается прослушать пьесу Балтина «Дождь танцует». Во время второго прослушивания детям дается задание легонько постукивать пальцами по поверхности стола в ритме музыки. Цель этого задания – вызвать ассоциативный образ дождя (развитие чувства ритма).
Затем дается задание на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. С заданием справляются около 30% детей. Лучшим предлагается проиллюстрировать в движении характер данной пьесы. Дети приходят к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.
Следующее творческое задание:
На доске мелом
отобразить общую графическую
композицию пьесы (особое
Далее следующее задание репродуктивного типа:
повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие «Staccato», то есть отрывисто, коротко.
Продолжаем освоение понятий «Штрихи» и «Staccato», на следующем уроке на примере р.н.п. «Дождик».
После ознакомительного
прослушивания детям
Детям задание: отрывисто и активно пропеть мелодию этой песни на «О! О! О!». Смысл этого задания – передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.
Для более глубокого усвоения понятия «Staccato» предлагается следующее творческое задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.
Изображают прыжки зайчика 30% детей.
После прочтения
текста детям задается вопрос:
как удобнее пропеть эти слова:
Аналогичные творческие задания на закрепление приема «Staccato» даются на протяжении всего учебного года.
В подтеме «Осенний листопад» знакомим детей с понятием «Legato».
Дается элементарное
задание: пропеть долгое « О-О-
С помощью учителя
дети определяют на слух, что
все звуки сливаются в одну
линию. Учитель сообщает детям,
В следующем творческом
задании детям предлагается
Следующее творческое задание:
Прослушивание песни «Santa Lucia» на языке оригинала.
Цель этого задания:
выяснить, могут ли дети, не зная
итальянского, в мелодике чужого
(итальянского) языка через другие
музыкально-выразительные
Мы предлагаем здесь
свободное обсуждение, обращаясь
к субъектному опыту детей.
Среди множества предложений
появляется одно очень близкое:
Как правило, подобные
приемы творческого типа
Ярким примером
творческих заданий на
Зайчик прыгает легато.
Лодка плавает стаккато.
Верно говорю, ребята?
Дети активно «разоблачают» ошибки и телодвижениями пытаются доказать абсурдность текста.
Лодка плавает легато.
Зайчик прыгает стаккато.
Верно говорю, ребята?
С этим вариантом соглашаются все. При повторном прочтении предлагается движениями рук изобразить действия по тексту. Справляются почти все дети.
В игровой форме
можно проводить и проверочные,
Усвоение и закрепление штриха «Legato» осуществляется во время разучивания песни «Скворушка Прощается» Т. Понатенко. каждая фраза поется на «Legato».
Тесная межпредметная связь отличает следующее творческое задание на различение штрихов: (использован материал, изучаемый на уроках чтения).
Какое из двух
прозвучавших четверостиший
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным видом обнажалась.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, не окрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит!
Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, достигается быстрее: уже из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок значение понятий «Legato» и «Staccato», может ли ими практически оперировать. 30% детей логически и практически доказывают соответствие штриха «Legato» стихотворению Пушкина.
Это задание одновременно преследует цель формирования представлений во связи различных видов искусства с действительностью и внутренним миром человека.
Среди приемов творческой
работы мы широко использовали
«Музыкальное рисование». Этот метод
широко развивает творческую
фантазию, навыки импровизации. Например,
такое задание: придумать
«милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»:
Жил на свете старичок
маленького роста,
И смеялся старичок
чрезвычайно просто.
Во время дискуссии дети приходят к выводу, что в первой фразе звучит нежность, ее лучше изобразить с помощью штриха «Legato», а в стихотворении – радостный смех, для его изображения соответствует прием «Staccato».
Первые музыкальные
пробы оказались неудачными. Это
признали сами авторы, но, постепенно,
входя в образ, дети стали
предлагать достаточно яркие
варианты мелодий на
Все дети, сделавшие попытку проинтонировать одну из фраз, а это около 40%, даже при неудачной мелодике правильно применили штрихи «Legato» и «Staccato», что говорит об ориентации в изучаемых понятиях и наличии навыков их практического творческого использования.