Креативность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

развитие креативности у детей

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие креативности у детей. ДИПЛОМ.docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)

 

Исполнительная деятельность как разновидность творчества не замыкается на декламировании стихотворений и пении. Она заполняются, например, музицированием – игрой на шумовых ударных инструментах, простейшим, состоящим хотя бы из двух-трех созвучий, аккомпанементом на фортепиано.

 

Итак, по нашему мнению, для  творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных  занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует  пополнить творчеством.

 

Разъясним эту мысль на одном примере. На музыкальных занятиях для детей нередко бывает утомительным постижение нового теоретического материала  – сведений из области музыкального языка. Они кажутся им далекой  от звучания музыки абстракцией. Вполне возможно даже образование «информационного барьера», полосы отчуждения между  ребенком и новым знанием, то есть «тормоза» в усвоении материала. Зная об этом, опытный педагог стремится  преподнести новое в опоре  на зрительные и слуховые ассоциации, прибегая к игре. Эти соображения  помогли нам при изучении нотной графики, усвоение которой облечено в занятную форму ребуса. После  разъяснения задания (одним из составных  буквенных элементов задуманного  слова должно быть графическое изображение  ноты) и простейшего примера дети сами стали придумывать музыкальные  ребусы и предлагать друг другу их разгадывать.

 

Ребусы на музыкальном  материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается  с игрой и даже переходит в  игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений и мелодий.

 

Ценно в ребусе также то, что он привносит собою живую  эмоцию, с которой процесс познания становится короче и эффективнее, ибо, как замечает С. Рубинштейн, «эмоционально  ограниченный материал запоминается при  прочих равных условиях – лучше, чем  эмоционально безразличный»  Через  активизацию механизмов непроизвольного  усвоения знаний удается «организовать  учебную деятельность так, чтобы  существенный материал запоминался  учеником и тогда, когда он работает с этим материалом, а не только его запоминает».

 

Осуществить намеченное в  отведенное для музыкальных занятий  академическое время помогает принцип: максимум результата при минимуме материала. Одна долговременная стратегическая цель достигается постепенно, причем очередная тактическая задача каждого этапа непременно предполагает включение достигнутого ранее. Так, придуманные рифмы превращаются в структурные опоры стихотворения, оно – втекает в песни, та же подтекстовая мелодия естественно влечет за собой аккомпанемент, полученное многолосие трансформируется в вокально-оркестровую партитуру, в которую вводятся простейшие шумовые инструменты.

 

Итак, уроки музыки как  уроки творчества призваны сыграть  немалую роль в творческом и общем  развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через  творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и  развивается креативность ребенка.

 

Особенности творческого  урока и роль учителя музыки в  развитии креативности младших школьников

 

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не «летчиком-испытателем» в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в креативной и музыкальной практике.

 

   Задача педагога  заключается в создании микроклимата  и условий для естественного  «выращивания» и созревания уникальной  растущей личности ребенка, ее  самоактуализации. Особую важность приообретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

 

   Педагог должен  знать, что креативный процесс развития происходит по принципу диалектической спирали, восхождение по которой способствует изменению при равноуровневом возвращении к исходным позициям, так как прошлое и будущее располагается также спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

 

   Но повторяемость  в развитии не означает тождественность  тех или иных моментов. На каждом  новом «витке» появляются новые  качества, но вместе с тем воспроизводятся  и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. (6, с. 112)

 

   В акмеологии креативность рассматривается во взаимозависимости процесса, результата и развития личности. Исходя из этого, объективно существует закономерная связь созидательного учебно-воспитательного процесса и продуктивного результата в креативном развитии творческой индивидуальности.

 

Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

 

Для предмета «музыка» общение  – одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.

 

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

 

Взаимосвязь всех компонентов  творческого процесса при оптимальных  условиях организации и управления закономерно обеспечивает продуктивно-созидательный  результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению  творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности.

 

Педагогу-музыканту важно  иметь понятие о деонтологии. Деонтология – это наука о  долге, морали, обязанности и профессиональной этике. В креативной акмеологии деонтологию можно трактовать как совокупность принципов целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения специалиста, а именно:

 

быть духовно богатой  личностью;

 

быть творческой индивидуальностью;

 

обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом  и имиджем;

 

владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией;

 

быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении с партнером (учеником);

 

быть способным к глубокому  анализу и самоанализу, рефлексии  и идентификации в процессе самоактуализации;

 

быть открытым к новому, инициативным и проницательным;

 

соблюдать этические нормы  взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия;

 

осознавать глубокий смысл  профессиональной жизнедеятельности.

 

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения  педагог должен в совершенстве владеть  не только знаниями и умениями своей  профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством. (6; 14)

 

Современный опыт ведения  урока музыки в школе убедительно  показывает, что учитель может  быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной  нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

 

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве “материала”  самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

 

   Творческий урок  музыки становится антитезой  другого урока, в котором царит  ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает  проблема “внешнего” и “внутреннего”  в искусстве ведения урока  музыки. Одно дело, если урок - лишь  привнесение неких новых слуховых  добавлений к музыкальным впечатлениям  школьников. Другое дело, если это  - особенная, неповторимая встреча  с искусством. Проблема “внешнего”  и “внутреннего” на уроках  музыки есть по сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.

 

   Всякая художественно-педагогическая  задача, идея урока должна быть  органична для учителя, глубоко  им пережита и, самое главное,  отождествлена со своим “я”.  Этот процесс сложен, но лишь  его наличие превращает урок  в настоящую правду искусства.  Недаром К.Станиславский, резко  отделявший правду искусства  от фальши, писал: “Нет ничего  мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

 

Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще  и эмоционально. Особенно важно в  эмоциональной стороне профессионального  мастерства учителя музыки умение найти  верный тон урока. Термин “задать  тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается  с эмоциональным центром творческого  процесса. Найти верный тон, который  присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее  время. (40)

 

Соотношение внешнего и внутреннего  в искусстве ведения урока  может успешно решаться через  формирование у учителя актерского мастерства.

 

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими  возможностями.

 

Необходимо глубже осмыслить  метод К.Станиславского и применять  его в формировании педагогического  мастерства учителя музыки. Полезным может быть один из известных в  театральной педагогике приемов, получивший название “прием отождествления”, то есть слияние своего “Я” с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот прием предполагает не только большую  предварительную работу над музыкальным  произведением (знание эпохи, истории  создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.), но и естественное органическое “проживание” педагогом  художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение  между детьми и учителем.

 

Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче”- постижению и  раскрытию художественного образа произведения.

 

С педагогической точки зрения в подготовке учителя музыки для  нас важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического  единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться  сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

 

Учитель музыки должен уметь  быть выразительным во всех своих  проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. Например, речь учителя музыки должна быть вдохновенной и архивыразительной. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. “Если нет материала, чувству не во что излиться.” (С. Волконский) Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо “в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?” (К. Станиславский)

 

Хочется привести несколько  мыслей из книги С. Волконского “Выразительный человек”, которые, на наш взгляд, могут  обратить внимание педагогов к этой важнейшей проблеме - выразительности  учителя музыки:

Информация о работе Креативность детей