Креативность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

развитие креативности у детей

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие креативности у детей. ДИПЛОМ.docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)

 

“В актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего  побуждения, а нужно умение этому  побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать”.

 

Многообразная палитра взаимоотношений  предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это  многообразие емко и образно выражено в словах Астафьева о том, что  музыка «заключается и существует в  единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».

 

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. (23, с. 16)

 

Учитель на уроке искусства  – посредник, проводник ребят  в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

 

Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей  повышенной  эмоциональности содержательности занятия.

 

Вторым определяющим принципом  служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные  виды искусства  в единое целое.

 

Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших  классах.

 

Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая  создает логическую и эмоциональную  целостность урока.

 

   Занятие строится  как цельное, законченное произведение  совместной (учитель – ученики)  деятельности. Особое значение игровая  деятельность приобретает в художественном  обучении и воспитании младших  школьников, а для уроков творческого  типа (музыки) игровая ситуация становится  одним из важнейших методических  принципов проведения занятий. (20)

 

Итак, процесс активизации  творчества на уроке искусства зависит  от установки учителя на созидание  во всех видах деятельности. Комплексное  освоение искусства способствует как  более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности. (47)

 

 Принципы построения  опытно-экспериментальной работы  по развитию креативности у младших школьников

 

 «Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме  него, не знает верного решения  стоящей перед ним творческой  задачи. И первое дело учителя  постараться, чтобы перед ребенком  всегда стояла именно творческая  задача …» (27, с. 12)

 

(А.А. Мелик Пашаев)

 

   Система  развивающего  обучения (РО), которая в построении  и организации учебного процесса  учитывает потребность и возможности  ребенка и не отвергает детей,  как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.

 

   Основой содержания  начального обучения является  включение учеников (под руководством  педагога) в ведущие виды музыкальной  деятельности.

 

   Активное восприятие (слушание) музыкального материала  на первый взгляд должно стоять  на первом месте по значимости, так как наша задача – научить  ребенка вслушиваться в музыку  и понимать ее, но не менее  важной на первом этапе является  музыкально-исполнительская и сочинительская  деятельность.

 

В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована  потребность в общении с музыкой, он жадно воспринимает музыкальную  информацию из области музыкальной  культуры.

 

   Без работы с  музыкальным звуком, этим основным  средством выразительности, без  понимания и прочувствования его изменчивости и неповторимости, без знакомства с его основными характеристиками (высота, длительность, сила, тембр) понять музыку довольно сложно. (29, с. 63)

 

   Работа с музыкальным  звуком – первый (базовый) этап  в обучении детей музыке.

 

Занятия музыкой в начальной  школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки.

 

Особую роль в этом процессе играет участие детей в музыкально-исполнительной деятельности (элементарный вокал, элементарное музицирование).

 

Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них  это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская  деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении  с ней, тот мостик, по которому можно  перейти к следующему – второму  этапу музыкального образования  школьников. (32, с. 14)

 

Не менее значимы, чем  музыкально-исполнительская деятельность, на начальном этапе обучения занятия  музыкальной грамотой и сочинительская практика. Именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности.

 

Итак, основная цель начального этапа обучения (работа с музыкальным  звуком, первый – второй класс) –  открыть и осознать основные законы музыкального языка, которые помогут  в понимании музыкальных произведений.

 

Принцип проведения урока  музыки как урока, пробуждающего  и стимулирующего творческий потенциал  ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.

 

В основе построения занятий  творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.

 

К определяющим принципам  занятий творческого типа мы относим  следующие:

 

Продуктивное развитие способности  эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения  с эстетически преображенным  и этически содержательным миром  человеческих чувств, эмоций жизненных  реалий.

 

Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

 

Оптимизация способности  художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.

 

Развитие навыков художественного  общения как основы для целостного восприятия искусства.

 

Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия  для возникновения эмоционально-творческого  переживания действительности.

 

Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного  отношения к окружающему миру.

 

Импровизация – первооснова  художественного творчества детей.

 

   Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

 

   В опытно-экспериментальной  работе мы преследовали цель  создать оптимальные условия  для активизации у учащихся творческих импульсов, импульсов, для познания радости творчества.

 

Главной нашей задачей  было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для  свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях  творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей используя различные формы взаимодействия, в частности систему творческих заданий. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.

 

Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

 

Мы создали новую авторизированную программу, опираясь прежде всего на опыт Н.А. Терентьевой, так как она уделила большое внимание именно творчеству на уроках музыки.

 

Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной  выразительности мы предлагаем вести  через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их «дремлющие»  способности. Составляя, подбирая творческие задания, мы придерживались следующих  принципов:

 

Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

 

Использование разнообразных  форм и методов работы, прежде всего  игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого  ребенка.

 

Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).

 

В творческих заданиях следует  использовать разнообразный музыкальный  материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.

 

Наряду с принципом  креативной работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).

 

Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в  восприятии музыки, размышлении о  ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с  музыкой и продлевающая его.

 

Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация  речи ученика. Речевая интонация, тесно  связанная с проявлениями психической  жизни ребенка, дает возможность  услышать много интересного. Уже  в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение  ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать  за развитием образности и интонационной  выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.

 

Построение уроков музыки как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие. (44)

 

Раскроем значение некоторых  из них:

 

Импровизация. Занятия импровизацией  могут преследовать две взаимосвязанные  цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при  импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.

 

Пластическое интонирование.  “Пластическое интонирование это  один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой  жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством  обобщать эмоциональное состояние.

 

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого  тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми  видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и  пластической выразительности, учитель  должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью  музыкально-ритмического движения.

 

Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить  протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации  характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания  музыки, а также проявить себя в  творческом поиске.

 

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам  на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как  оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать  интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны. (35)

Информация о работе Креативность детей