Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Педагогика как наука. Ее роль в развитии общества

Термин  педагогика имеет два значения; первое − это область научного знания, наука, второе − область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом  является педагог, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука  имеет свой предмет − область  действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и  образование.

Воспитание  имеет два значения. Воспитание −  это социальное явление, функция  общества по подготовке подрастающего  поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой − всем социальным устройством. Воспитание в  педагогическом смысле − это специально организованный и управляемый процесс  формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет  педагогики (об этом ниже). Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя  предмет педагогики, надо помнить, что  изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического  процесса воспитания − устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики.

Существует  несколько иное понимание предмета педагогики (В.П.Беспалько (Владимир Павлович), Н.В.Кузьмина) (Нина Васильевна), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС − это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П.Беспалько, 1989).

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как  педагогический процесс реализуются  в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая  деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается  еще психологией, эргономикой и  другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных  элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (педагог-ученик), организационный (процесс и формы), гностический (педагог). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает  содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает  теории, на которых строится педагогическая деятельность.

Функции педагогической науки и  результаты научной деятельности

Педагогическая  наука имеет следующие функции. Объяснительная функция: она состоит  в том, что наука описывает  педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при  каких условиях, почему протекают  процессы воспитания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции − все это  дают фундаментальные исследования.

Вторая  функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом  исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение  заданного результата воспитания. Как  в физике открытие ведет к изобретению  машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения.

Прогностическая функция педагогики заключается  в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа  будущего будет иной: учащиеся будут  учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных  центрах. Возникла отрасль науки  о предвидении развития ПС − педагогическая футурология.

Некоторые ученые выделяют воспитательную (образовательную) функцию науки: знание само по себе, ставшее достоянием личности любым  способом, оказывает формирующее  воздействие на человека. Можно считать  эту функцию науки сопутствующей.

Результатами  педагогического исследования являются теории, педагогические системы и  технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных  пособиях, обучающих программах и  пр.

Состав педагогических наук

Современное научное знание имеет тенденцию  к дифференциации, к выделению  областей изучения. Педагогика делится  на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций  до современности. Педагогика средней  школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической  школ, производственная, военная педагогика − эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической  педагогике имеется теория воспитания и теория обучения − дидактика. Кроме  общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего  тех, кто подвергается риску и  нуждается в поддержке: детей  алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика  − о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно  отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная  педагогика занимается анализом образования  в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей  в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается  развитием общества и науки.

Связь педагогики с другими науками

Наряду  с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими  науками. По классификации академика  Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной  и техникознанием. Педагогика носит  интегративный и практически  ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета − воспитания.

Философия составляет методологический фундамент  педагогики, давая ей знание об общих  законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах  общества, социальных отношениях. Этика  и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя  основу нравственного и художественного  воспитания. Экономика обогащает  педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы  формировать личность, надо знать  организм человека, жизнеобеспечивающие  системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит  психология, наука о сознании и  поведении человека. Психология открывает  законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им.

Кибернетика, теория управления сложными динамическими  системами, играет большую роль в  развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке  информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики. Появилось  даже научное направление − педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике.

Педагогика  связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный  характер, ибо человек изучается  многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных  наук. Однако педагогика является самостоятельной  наукой, имеющей свой предмет, систему  теорий, понятий, которые следует  знать учителю.

Тема 2. Основные педагогические категории

Изучение  любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих  понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Категории выполняют в науке  методологическую роль, они пронизывают  все научное знание, связывая его  в целостную систему.

Определение основных педагогических категорий  и понятий имеет большое значение для педагогического работника. От того, что включено в их содержание, зависит оценка многих педагогических явлений.

Основные  педагогические категории и понятия  приведены ниже

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания − одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении − как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения образования − обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень образования обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

ОБУЧЕНИЕ – 1) Процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) Процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования. Обеспечить эффективность обучения можно не только путем оптимизации деятельности педагога, но и за счет средств оптимизации учебной деятельности обучаемого. В связи с развитием информационных технологий (локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения и др.) наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования в будущем должно явиться дистанционное обучение, которое позволит расширить географические и временные границы образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению целей; наличие связей и зависимости между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"