Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция
Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Термин педагогика имеет два значения; первое − это область научного знания, наука, второе − область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является педагог, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет − область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.
Воспитание имеет два значения. Воспитание − это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой − всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле − это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Образование
и обучение являются частью процесса
воспитания и тоже составляют предмет
педагогики (об этом ниже). Термин формирование
употребляется в значении «развитие»
и в значении «воспитание». Уточняя
предмет педагогики, надо помнить, что
изучать значит объяснять, находить
законы, по которым протекают процессы.
Поэтому предметом педагогики являются
закономерности конкретно-исторического
процесса воспитания − устойчивые,
объективные связи между
Педагогическая система и
Существует несколько иное понимание предмета педагогики (В.П.Беспалько (Владимир Павлович), Н.В.Кузьмина) (Нина Васильевна), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС − это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П.Беспалько, 1989).
Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.
Педагогическая
деятельность в рамках ПС тоже является
предметом науки, хотя изучается
еще психологией, эргономикой и
другими науками. Педагогическая деятельность
состоит в применении адекватной
ПС, в определении целей, содержания,
средств воспитания. В соответствии
с элементами ПС выделены пять структурных
элементов педагогической деятельности:
проектировочный (цель), конструктивный
(содержание), коммуникативный (педагог-ученик),
организационный (процесс и формы),
гностический (педагог). Иначе говоря,
педагог в своей
Функции педагогической науки и результаты научной деятельности
Педагогическая наука имеет следующие функции. Объяснительная функция: она состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции − все это дают фундаментальные исследования.
Вторая
функция науки
Прогностическая
функция педагогики заключается
в обоснованном предвидении развития
педагогической реальности. Открытие
программированного обучения, создание
ЭВМ и сложных средств
Некоторые
ученые выделяют воспитательную (образовательную)
функцию науки: знание само по себе,
ставшее достоянием личности любым
способом, оказывает формирующее
воздействие на человека. Можно считать
эту функцию науки
Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.
Состав педагогических наук
Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика − эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения − дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика − о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.
Связь педагогики с другими науками
Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практически ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета − воспитания.
Философия
составляет методологический фундамент
педагогики, давая ей знание об общих
законах развития природы, общества,
теорию познания (гносеологию). Социология
дает педагогике знание о социальной
среде формирования личности, группах
общества, социальных отношениях. Этика
и эстетика дают знание о морали
и природе эстетического, образуя
основу нравственного и
Кибернетика,
теория управления сложными динамическими
системами, играет большую роль в
развитии педагогики, так как педагогические
процессы интерпретируются как процессы
управления педагогическими системами.
Информатика, наука о сборе, обработке
информации, наряду с кибернетикой,
очень важна для педагогики. Появилось
даже научное направление −
Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий, которые следует знать учителю.
Тема 2. Основные педагогические категории
Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Категории выполняют в науке методологическую роль, они пронизывают все научное знание, связывая его в целостную систему.
Определение
основных педагогических категорий
и понятий имеет большое
Основные педагогические категории и понятия приведены ниже
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания − одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении − как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения образования − обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень образования обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
ОБУЧЕНИЕ – 1) Процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) Процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования. Обеспечить эффективность обучения можно не только путем оптимизации деятельности педагога, но и за счет средств оптимизации учебной деятельности обучаемого. В связи с развитием информационных технологий (локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения и др.) наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования в будущем должно явиться дистанционное обучение, которое позволит расширить географические и временные границы образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению целей; наличие связей и зависимости между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.