Логопедическая работа с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы……………………………………… 4
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях
общеобразовательной школы……………………………………………….….. 4
1.2. Создание специальных условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья………………………………….. 14
1.3. Особенности развития речи детей с ограниченными
возможностями здоровья………………………………………………….…… 17
Глава 2. Исследование речи младших школьников с аграмматической
формой дисграфии................................................................................................ 22
2.1. Организация и методика эксперимента……………………..…….…........ 22
2.2. Анализ результатов эксперимента…………………………….….……..... 24
Глава 3. Логопедическая работа с младшими школьниками с
аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения
в общеобразовательных школах………………………………………………. 28
3.1. Организационные основы работы……………….…………….…………. 28
3.2. Рекомендации по проведению коррекционных занятий по
преодолению аграмматической формы дисграфии
у младших школьников……………………………………………..………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы……………………………………………….……………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 124.58 Кб (Скачать файл)

- нарушение согласования («молоко кипят», «2 роза», «5 деревов» и т.д.);

- нарушение согласования  слов в предложении (дорожка вела  к лесу – «дорожка вела ко лесу»;  кушать садись за стол. – «кушать садись за столы»).

Соответственно, можно рекомендовать такие основные направления работы:

- уточнение структуры  предложения,

- развитие функции словоизменения  и словообразования,

- морфологический анализ  состава слова,

- однокоренные слова.

Примерные письменные упражнения.

1. Вставить пропущенные  флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

  Например: Дрова рубят топор….. . Сахар кладут в сахар… .

    Поезд …ъехал к станции. Самолет …злетел в воздух.

2. К названию одного  предмета дописать названия двух, пяти предметов.

  Например: стул – два стула, пять стульев; карандаш – два…, пять…; барабан- два…, пять…; стол - ….; окно - …; ухо - …; платье - …; и т.д.

3. Письменные ответы на  вопросы (одним словом, словосочетанием  или предложением).

  Например: Где живет белка? В дупле. Белка живет в дупле.

4. К названию большого  предмета дописать название маленького  предмета.

Например: стол – столик, банка -…, стул -…, бант - …, кольцо - …, ваза - …, книга - …, платье - …, кофта - …, рука - …, нога - … .

5. К названию предмета  дописать название его цвета.

  Например: помидор…, репа…, огурец…, дыня…, тыква…, солнце…, трава…, листок…, клубника… .

6. Дописать приставки  в словах предложения:

Машина …ъехала в гараж. Дети …ъехали с горки. Грузовик …ехал через мост. Мальчик …шел к забору. Девочка …шла с крыльца.

7. К названию предмета  подобрать слово, отвечающее на  вопрос какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом - …(деревянный), аквариум -…(стеклянный), шуба -…(меховая), платье -…(шелковое).

8. Из слов, данных в  беспорядке, составить предложение  и записать его.

Например: радуга, дождя, после, на, небе, появилась. (На небе после дождя появилась радуга).

9. Вставить в предложение  слова вместо картинок. Запись  предложения.

  Например: Девочка сорвала розу (картинка розы).

10. Закончить предложение, подобрав нужное слово.

Например: На озере плавали белые … . Мальчик получил хорошую … . Дети купались в … . На юг улетели последние … .

11. Придумать и записать  предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные  на доске словосочетания: вкусное  яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженное.

12. Добавить недостающую  букву в глагольную форму.

Например: стул упал, девочка упал…, дерево упал… .

13. Среди предложенных  изображений предметов назвать  и записать предметы одного  цвета.

Например: красный шар, красная машина, красное яблоко.

14. Изменить словосочетание, данное в скобках.

Например: Мама подарила дочке (красивая кукла).

15. К названию животного  дописать название его детёныша.

Например: волк – волчонок, лиса -…, заяц -…, медведь -…, лев -…, овца -…, корова -…, кошка -…, лошадь -…. .

16. Выделить и записать  общую часть родственных слов.

Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

17. Диктанты предложений, текста.

18. Составить слово из  слогов, данных в беспорядке.

Например: ши, на, ма (машина); ла, аку (акула); лет, вер, то (вертолет); на, кар, ти (картина).

19. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам.

Например: Ско-ро-на-сту-пит-вес-на (Скоро наступит весна).

20. Прочитать предложение  и показать соответствующую картинку.

21. Выбрать из текста  предложение, соответствующее содержанию  картинки.

22. Найти в тексте ответ  на данный вопрос.

23. Прочитать предложение  и ответить на вопросы по  его содержанию.

24. Вставить пропущенные  слова с тем же корнем, что  у выделенных слов:

Скоро СКАЗКА ….(сказывается), да не скоро ДЕЛО … .

Хватит тебе, молодцу, ГОРЕ … . Не впервой волку ЗИМУ … .

Молодое растёт, а СТАРОЕ … . На …. и рак – РЫБА.

  Всё ЖИВОЕ хочет … .

25. Выписать те словосочетания, которые допустимы в речи:

 Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.

26. Выделить в сложных  словах корни и соединительную  гласную Е и О между корнями (кружком):

Паровоз, полотёр, самолет, вертолет, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловод, оленевод.

27. Назвать противоположные  действия, используя приставки: от-, вы-.

 приклеить – отклеить  внести – вынести

 принести - …. вложить -….

 привязать - впустить  – 

 привыкнуть - влезть –

 пристегнуть - вкатить  –

 привезти - влететь –

 пригнуть - вползти -

28. Выписать в дав столбика  слова с приставкой ПЕРЕ-: а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия:

Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

29. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую  приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-): бежать в комнату, ставить стул, писать письмо, брать грибов, вязать рану, колоть орех, бить гвоздь, кутать куклу, качаться на качелях, пугать буквы.

30. Записать, выбрав подходящее  по смыслу слово:

Машина … мимо двора. (приехала, проехала)

К нам в гости … бабушка.

Самолет сделал … . (посадку, пересадку)

В Москве пассажиры сделают … .

С деревьев … листья. (улетают, слетают)

Птицы … на юг.

31. Выписать в две колонки  слова с приставками ПО- и ПОД-:

Подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать.

32. Выборочный диктант (записать  глаголы, имеющие приставки):

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.

33. Какое из слов является  лишним:

Избушка, садик, крылечко, деревцо, окно (нет суффикса), дворик, скамеечка, дверца.

34. Какие из слов не  только называют предмет, но и  указывают на его величину?

Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост.

35. Используя суффиксы, образовать  от данных существительных слова  со значением: очень маленький, очень  большой.

Образец: человек – человечек – человечище.

Кулак, нос, голос, нога, рука, сапог, глаза, волосы, плечи, усы, клюв, хвост.

36. Два корня в слове (загадки).

1. Смело в небе проплывает, 2. Красный: ясно, путь опасный,

 Обгоняя птиц полет,                 Жёлтый: то же, что и красный.

 Человек им управляет.             А зелёный – не зевай,

  Что такое?                                  Проходи и не мешай.

(самолет)                                    (светофор)

3. В маленьком оконце      4. Этот глаз – особый глаз.

Голубое солнце,                    Быстро взглянет он на вас,

  У окошка я сижу,                  И появится на свет

На весь мир в него гляжу.    Самый точный ваш портрет.

(телевизор)                            (фотоаппарат)

5. Провела я солнце              6. Славлюсь я хорошим вкусом,

  За свое оконце,                         Я глотаю вкусный мусор,

         К потолку подвесила,              Я жужжу, как сотни ос,

         Стало дома весело.                  Я веселый …..

         (электролампочка)                   (пылесос)

7. Хоть заманчив он  на вид,      8. Я несу  в себе водицу,

     Но однако, ядовит.                     Нам водица пригодится.

            Знают люди с давних пор:          Можно мыться без хлопот,

            Несъедобен ….                            Если есть ….

           (мухомор)                                    (водопровод)

9. Ежик вырос в десять  раз,      10. Зверь мохнатый, косолапый,

             Стал теперь ….                             Он сосет в берлоге лапу.

             (дикообраз)                                  (медведь)

37. Добавь родственное  слово.

  1. Для багажа у нас полки багажные,

В автомобилях бывают …. (багажники).

2. Ездят в вагонах, ездят  в вагончиках.

  Водят вагоны … (вагоновожатые).

3. Майор имеет чин майорский,

  Его жену зовут …. (майоршей).

4. Олень, оленёнок, олени…

Рога и глаза их - …. (оленьи).

5. Осины, осинки, осинник…

  Листок у осины осиновый,

  Под нею грибок - ….. (подосиновик).

6. Бетонщик бетонирует  бетоном,

  Стена потом становится …. (бетонной).

7. Билетёр в своей кассе  билетной

  Продает то билет, то ….. (билетик).

8. И шинели и шинельки 

Из материи шьют …. (шинельной).

9. Для философов – философия,

  Для филологов - … (филология).

38. Стихи на правила  русского языка:

 

  1. После шипящих пишется – ОНОК-,

  Как в слове МЫШОНОК,

  С другими согласными пишется –ЁНОК-,

  Как в слове КОТЁНОК.

Слова на закрепления правила: кукушонок, индюшонок, лягушонок, мышонок, ершонок, медвежонок, верблюжонок, ежонок, ужонок, моржонок, чижонок, стрижонок, барсучонок, бельчонок, зайчонок, крольчонок, волчонок, грачонок, галчонок, паучонок, рачонок, жучонок.

Жеребёнок, голубёнок, львёнок, совёнок, телёнок, козлёнок, ослёнок, соболёнок, цыплёнок, орлёнок, слонёнок, ягнёнок, кенгурёнок, тигрёнок, бобрёнок, гусёнок, лисёнок, рысёнок, лосёнок, утёнок, китёнок, кротёнок, оленёнок.

2. После шипящих пишется  – ОНК-,

  Как в слове РУЧОНКА,

  С другими согласными пишется – ЁНК-,

  Как в слове ШУБЁНКА.

Слова на закрепление: рубашонка, лягушонка, душонка, ножонка, старушонка, бумажонка, одежонка, сапожонки, собачонка, юбчонка, девчонка, шапчонка, мальчонка, кепчонка.

Головёнка, волосёнки, кофтёнка, газетёнка.

3. КлючИК – ключИКи – гласный сохраняется,

 ЗамочЕК – замочки – гласный теряется.

Слова на закрепление: бантик-бантики, фантик-фантики, ножик-ножики, лучик-лучики, ёжик-ёжики, столик-столики, шарик-шарики, комарик-комарики, халатик-халатики, кирпичик-кирпичики, салатик- салитики.

Комочек-комочки, платочек-платочки, насочек-носочки, цветочек-цветочки, сыночек-сыночки, грибочек-грибочки, горошек-горошки, барашек-барашки, уголочек-уголочки, городочек-городочки, молоточек-молоточки.

4. Упало ударение на ОК-

  И пишем ОК в словах ГОРШОК, МЕШОК.

 Нет ударения в конце  слова ГОРОШЕК –

  И пишем мы ГОРОШЕ и ПОРОЖЕК.

Слова: бочок, бычок, крючок, пучок, волчок, клочок, снежок, дружок, флажок, рожок, гребешок, пастушок, каблучок, башмачок, старичок, сапожок.

Чайничек, ящичек, камешек, колышек, галстучек, орешек, песочек, грибочек, носочек, платочек, цветочек, клубочек, сыночек, дружочек, узелочек, уголочек, проводочек.

5. Под ударением – лисИЧКа с водИЧКой,

Информация о работе Логопедическая работа с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательны