Методика орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1

Введение 3

Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4

1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4

1.2. Основные принципы русской орфографии 5

Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13

2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13

2.2. Сущность орфографического правила. 18

2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22

Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25

3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25

3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28

3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37

3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43

3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62

Заключение 65

Библиография 67

Вложенные файлы: 1 файл

халява.docx

— 130.34 Кб (Скачать файл)

Простое списывание довольно широкое применение находит на первой ступени (первое полугодие 1 класса) и используется оно с  целью научить детей списывать  предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори  предложение, не глядя в текст,  чтобы проверить, запомнил ли  его.

3. Выдели  орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай  предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать  во время письма).

5. Повтори,  не глядя в текст, предложение  так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное:

а) читай  то, что написал, отмечая дужками  слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь  каждую орфограмму с исходным текстом.

Если  обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной  основы грамотного письма, но и его осознанности.

Со второго  полугодия в 1 классе все большее  применение находит списывание осложненное  различными заданиями (грамматические, орфографические, логические, лексические, стилистические). Эти упражнения являются эффективными и входят в систему  упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть. Сознательное списывание как  один из примеров обучения грамотному письму может быть использовано в  работе над многими орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных вариантах, это  может быть списывание с дополнительным заданием (указать проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить  слово на слоги и другие); с  изменением текста (дописать слово, вставить отдельные буквы, слова).

В начальных  классах грамматические задания  сводятся к нахождению и выделению  слов, относящихся к какой-либо части  речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имён существительных  и прочие. Обычно упражнения с грамматическими  заданиями предшествуют по времени  работам с заданиями орфографическими: нахождение, выделение, обозначение  тех или иных орфограмм и их обоснование.

Упражнения  на списывание в начальной школе, начиная с 1 класса, нередко усложняются логическими заданиями. Логические задания могут быть очень разнообразны. Одни из них требуют от учеников определять признаки предметов и явлений, другие – подведение видового понятия под родовое, третьи предполагают классификации слов по их значению в различных вариантах. Упражнения в списывании могут быть осложнены и лексическими заданиями. К лексическим заданиям относятся: подчеркнуть близки по смыслу слова, противоположные по значению.

Нередко в упражнении, помещённом в учебнике, указывается не одно, а сразу несколько  заданий. В таких случаях можно  говорить о комбинированных видах  списывания, когда сочетаются различные  по своему характеру задания. Для  списывания можно предложить отдельные  слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные  тексты. Соответственно возникают полное и выборочное списывание.

Полным  называется списывание всех слов упражнения с разными заданиями, а выборочным – когда ученики отбирают для  записи части текста, соответствующие  поставленному учителем условию.

Ценность  выборочного списывания в том, что  оно исключает механические записи, даёт насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем самым  более быстрому запоминанию учащимися  отдельных написаний.

Одним из видов сознательного списывания является списывание по вопросам. Это  упражнение состоит в следующем  по знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте произведения и выписать соответствующие части текста в тетради. Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым словом. И если такое «внутреннее говорение» является весьма существенной опорой в упражнениях по развитию речи, то в не меньшей мере, хотя и в несколько другом виде, оно важно для закрепления навыков орфографически-правильного письма.

Таким образом, одним из видов орфографических  упражнений является списывание.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении  тексте, по такому, например, плану:

1. Учащиеся  отыскивают в тексте данные  орфограммы: эти орфограммы можно  не только выделить и назвать,  но и подчеркнуть их, если работа  идет по тетради, или отметить  точками, или выписать в тетрадь,  если работа ведётся по печатному  тексту.

2. Ученики  обозначают орфограммы, формулируют  правила, сопоставляют это написание  с другими, аналогичными, уже разобранными  на уроке.

Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и содержанию очень близки между собой: они могут применяться  как самостоятельные упражнения или входить в упражнения другого  рода в качестве их элементов. Последнее  имеет место, например, при предупредительном  или объяснительном диктанте, при  раздаче тетрадей после проверки письменных работ, в работе над ошибками.

Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в тексте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике, связанные по своему содержанию с орфографией.

Орфографический разбор находит себе применение также  при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при  закреплении и повторении. Упражнения в орфографическом разборе могут  состоять как в разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и  в разборе лишь орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером каждого данного  урока. Орфографический разбор должен применяться систематически, в течение  всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно,  в один приём на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для других упражнений.

Особенности проведения некоторых видов грамматического  разбора находятся в тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим  разбором, проведение синтаксического  разбора в совокупности с морфологическим, орфографического с опорой на разбор по составу слова.

Большую помощь в решении орфографических  задач оказывают опорные схемы. Для правописания корня и окончания  используются также схемы.

Орфографический разбор проводится в процессе комментированного  письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование следующих  алгоритма:

    • проговариваю
    • определяю орфограмму
    • вспоминаю правило
    • применяю его
    • пишу
    • проверяю

Упражнение 1.

Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.

Упражнение 2.

Выпишите  сначала пары слов, проверяемые одним  проверочным словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами.

Пос…дела  от горя.

Пос…дела  на скамейке.

Девочка выгл…нула.

Солнце  выгл…нуло.

Сл…зать по лестнице.

Сл…зать сметану.

Для осознания  способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.

Упражнения 1.

Измените  словосочетание по образцу, вставляя пропущенные  буквы. Подчеркните проверочные  слова. Как вы подобрали проверочные  слова?

Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

ст…льные  рельсы - …,

ш…рстяной платок - …,

д…ревянная  постройка - …,

м…сные  котлеты - …,

з…лотое кольцо - … .

Упражнение 2.

В каждой паре родственных слов подчеркните  проверочные слова для безударного  гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

Осенние краски – краски осени,

звериный  след – след зверя,

городская улица – улица города,

лесной  житель – житель леса

морской берег – берег моря.

Приём постановки орфографической цели был направлен  на выработку у детей орфографической  зоркости.

Для закрепления  орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу  несколько орфограмм, над которыми велась работа одновременно.

Упражнение 1.

Найдите в словах несовпадение звучания и  написания. Устно докажите правильность написания.

Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

Упражнение 2.

Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным  для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.

Девчата, девчонки – девочки,

легко - …, поезд - …,

молот - …, голубка - … .

Упражнение 3.

Проверьте написание звонких и глухих согласных, подчеркните в проверочных словах безударные гласные.

Просьба – просить, след – следить, пост - …, глаз - …, лошадка - … .

Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты, использование «Орфографического словарика», проговаривание слова, вывешивание плакатов, приемы самопроверки и другие.

Любой метод, в том числе и метод запоминания, должен быть целенаправленным и содержать  в себе все элементы сознательности, которые повышают уровень запоминания. Простейший прием в данном методе – требование, установка: «Запомни, как пишутся проверяемые правилом эти слова».

Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

Запоминанию орфографии способствуют и такие  упражнения как орфографические  пятиминутки, проводимые в начале урока  и состоящие из устного проговаривания трудных слов, в записи некоторых  из них, различные варианты грамматического  разбора, и другие.

Упражнение  на запоминание – это отнюдь не только списывание, система запоминания  орфографии пронизывает все уроки  русского языка.

Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы  – зрительный, слуховой, рече-двигательный, рукодвигательный и мыслительный.

Ученики запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид, при побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают также движения органов аппарата речи и пишущей руки.

Нередко можно услышать, что для выработки  орфографического навыка нужно много  писать, и что школьник сам может  запомнить правописание слов. Писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь непроизвольное запоминание орфограмм.

Отсюда  следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь такие  упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть требуют от ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

Упражнения творческого характера  при обучении орфографии.

Это самый  трудный вид письма, требующий  внимания, умения рассредоточить его  и на составление предложений, и  на запись своих предложений (диктуется  каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы – это составление  предложений по опорным словам. Очень  любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения  к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

    • Составь рассказ.
    • Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
    • Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
    • Проверь по слогам каждое слово.
    • Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Информация о работе Методика орфографии