Методика формирования доказательного мышления на уроках математики у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 01:45, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из этой цели, встают задачи:
провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выделения теоретических основ обучения доказательству младших школьников.
провести анализ учебной и методической литературы по математике для начальной школы с целью определения логической составляющей начального курса математики.
разработать систему заданий по формированию умения доказательно рассуждать.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………3
Введение ………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы обучения доказательным рассуждениям в начальной школе…….........................................................................6
Мышление как познавательный процесс, приёмы логического мышления………………………………………………………………….6
Особенности мышления младших школьников. Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности………………………….13
Математические доказательства………………………………………..19
Дедуктивные рассуждения……………………………………...21
Неполная индукция……………………………………………...25
Доказательство методом «от противного»……………….........25
Глава II. Методика обучения доказательным рассуждениям в начальной школе………………………………………………………………..27
Роль обучения доказательным рассуждениям в формировании логического мышления………………………………………………….27
Способы обоснования истинности суждений в младших классах, анализ ошибок в рассуждениях………………………………………...31
Комплекс упражнений, направленный на формирование доказательного мышления………………………………………………37
Практическое исследование сформированности доказательного мышления у учащихся 2-го класса……………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………….54
Литература……………………………………………………………………….56
Приложение 1…………………………………………………………………….59
Приложение 2…………………………………………………………………….66
Приложение 3…………………………………………………………………….68

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 606.02 Кб (Скачать файл)





 

В обучении младших школьников стоит уделить внимание упражнениям, которые связаны с переводом  «предметных действий» на язык математики. В таких упражнениях необходимо соотнести предметные объекты и  символические. Например, во 2-м классе при знакомстве с умножением целесообразно  будет предложить такие задания:

    1. Какому рисунку соответствуют записи 4*3, 4+3?

 

 

    1. Какой рисунок соответствует записи 3*5? Нарисуй рисунок, соответствующий записи 2*3, 4*2.


                            


 

 

    1. Выполни рисунки, соответствующие записям: 4*2+4*3, 2*3+5.

Показатель сформированности приёма сравнения – умение детей самостоятельно использовать его для решения различных задач, без указания: «сравни…, укажи признаки…, в чём сходство и различие…»

Примерные задания:

    1. Убери лишний предмет…(при его выполнении школьники ориентируются на сходство и различие признаков).
    2. Расположи числа в порядке возрастания (для выполнения этого задания ученики должны выявить признаки различия данных чисел).
    3. Сумма чисел в первом столбике равна 740. Как, не выполняя сложения во втором и третьем столбике, найти суммы чисел:

210      220      230

300      310      320

110      120      130

120      130      140


740

К этому типу заданий можно  отнести также задания в учебнике «Продли ряд чисел…», т.к. основа установления закономерности записи чисел  – также операция сравнения.

Программа 2-го класса предусматривает  в работе с геометрическим материалом знакомство с лучом, с классификацией углов, а также с классификацией треугольников. Во время изучения этих тем дети наиболее близко подходят к материалу, изучаемому в средней  школе. Именно сейчас есть возможность  научить их ориентироваться в  простейших геометрических ситуациях. Важно способствовать не только глубокому  и сознательному усвоению геометрических понятий, но и приобретению некоторых  практических навыков. Для этого  можно предложить следующие задания:

– На этом чертеже два  треугольника. Докажи.


 


 

В процессе выполнения этого  задания учащиеся знакомятся с самым  простым способом доказательства путём  непосредственного обращения к  фактам. Здесь в процессе доказательства от них требуется показать увиденные  ими треугольники. Показать можно  либо пронумеровав, либо обведя по контуру.

Для проверки усвоения можно  дать аналогичные задания, но с усложнёнными чертежами.

Например:


 

 

В начальной школе есть возможность углубить и усилить  подготовку мышления детей к дедуктивному доказательству. Логическую основу содержания дедуктивного доказательства составляют правила вывода. Однако, чтобы доказать, недостаточно знать эти правила. Для этого необходимы следующие логические умения:

    1. Делать<span class="List_0020Par

Информация о работе Методика формирования доказательного мышления на уроках математики у учащихся начальных классов