Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Овчарова Р. В. подчеркивает, что главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного влияния. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание "мы", он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного "Я" лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством "мы" или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Таким образом, при высоком уровне интеллекта, несмотря на указанные негативные факторы, ребенок часто все же справляется с учебной программой, однако у него могут наблюдаться отклонения в развитии личности по невротическому типу. Среди специфических отклонений в личностном развитии младших школьников чаще всего встречаются школьная тревожность и психогенная школьная дезадаптация.
Различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) -- зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния -- третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичное поле) в основном сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.
Детям этих лет жизни требуется значительная длительность сна, с небольшими перерывами для бодрствования. Общая длительность сна составляет в возрасте7- 10 лет -- 10 часов.
Для нервной системы детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.
У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Чаще всего он не может правильно отмеривать и воспроизводить заданные интервалы, укладываться во времени при выполнении различных заданий. Сказывается недостаточная синхронизация внутренних процессов в организме и малый опыт сопоставления собственной активности с внешними синхронизаторами (оценкой длительности протекания различных ситуаций, смены дня и ночи и пр. ). С возрастом чувство времени улучшается: так, например, интервал 30 секунд точно воспроизводят лишь 22% 6-летних, 39% 8-летних и 49% 10-летних детей.
Схема тела формируется у ребенка к 6 годам, а более сложные пространственные представления -- к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.
Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие процессов экстраполяции. Способность к предвидению ситуации появляется в 5-6 лет.
Высшая нервная деятельность младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
У 5-6-летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы (первая сигнальная система, по И. П. Павлову), а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (вторая сигнальная система).
К концу дошкольного периода происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата проекционной и ассоциативных областей коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.
С формированием механизмов восприятия тесно связано и развитие механизмов организации других компонентов познавательной деятельности и, прежде всего внимания. Специфика мозговой организации внимания во многом определяет функциональные возможности ребенка в формировании познавательной деятельности с начала систематического обучения в школе.
В 7-8 лет механизмы внимания и непроизвольного, и произвольного носят черты незрелости. Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной организации в соответствии с актуализационной потребностью. Двусторонняя связь восприятия и внимания способствует прогрессивному развитию в онтогенезе обоих процессов. Развитие сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяет возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в свою очередь, способствует его более глубокому и полному описанию и опознанию.
Внимание, как и восприятие, является сложно организованной системой, включающей мозговые структуры разного уровня. Высшим звеном этой системы являются лобные отделы коры. Функциональная многоплановость внимания, сложность и многоуровневость его мозговой организации определяет постепенность его созревания в онтогенезе и возрастные особенности его взаимодействия с другими психическими процессами.
Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.
Особенности зрительной системы.
В первые годы школьной жизни растет число близоруких детей из-за неправильной посадки при чтении, систематического рассматривании предметов на близком расстоянии от глаз (табл. 2). Близорукость возникает из-за того, что возникающее при этом напряжение глазодвигательных мышц, сводящих глаза на близком предмете, приводит к удлинению глазного яблока. В результате фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, вызывая развитие близорукости.
Таблица 2
Возрастные изменения рефракции глаза
Возраст (лет) |
Дальнозоркие (%) |
С нормальным зрением (%) |
Близорукие (%) |
5-7 |
69,8 |
26,5 |
3,7 |
8-10 |
59,5 |
34,1 |
6,3 |
11-13 |
47,1 |
43,9 |
9,0 |
14-16 |
31,8 |
56,8 |
11,4 |
Большое значение для улучшения зрительной функции имеет эмоциональный характер занятий с детьми, использование различных игр. Острота зрения к 7 годам - 0,91, к 10 годам она достигает взрослого уровня. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту по мере улучшений взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам взрослых величин. Зрительные сигналы играют ведущую роль управлении двигательной деятельностью ребенка на протяжении первых 6-и лет жизни.
Однако обработка зрительных сигналов мозгом еще несовершенна. Она в основном ограничена анализом отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры, и генерализованным распространением этой информации на другие центры коры. Качественная перестройка зрительных восприятий происходит в возрасте 6 лет, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга. При этом значительно улучшается механизм опознания целостных образов.
Созревание лобных ассоциативных зон обеспечивает в возрасте 9- I0 лет еще одну качественную перестройку зрительного восприятия, обеспечивая тонкий анализ сложных форм картины внешнего мира, избирательное восприятие отдельных компонентов изображения, активный поиск наиболее информативных сигналов окружающей среды. К возрасту 10-12 лет формирование зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма. Этот этап отражается в ЭЭГ установлением в затылочной области коры четкого альфа-ритма (8-12 колеб. /с), свойственного взрослому человеку.
До 6-7-ми лет череп растет преимущественно в ширину, его кости утолщаются. У детей дошкольного возраста рост лицевого отдела преобладает над мозговым отделом. Соотношение мозгового отдела с лицевым отделом составляет 1:4. Выпячивается затылочная кость, которая вместе с теменными костями растет особенно энергично. В период с 3 до 7-ми лет весьма интенсивно растет основание черепа. К 5 годам боковые части затылочной кости сливаются с чешуйчатой. С 5 лет хрящевая часть нижнего слухового прохода заменяется костной тканью, заканчивается окостенение чешуйчатой части височной кости. К 6-7 годам полностью срастаются отдельные части решетчатой кости и лобные кости, в ней формируются добавочные лобные пазухи. Сравнительно легкие удары в область носа или уха ребенка 6-ти лет могут деформировать эти отделы черепа и поэтому чрезвычайно опасны. К 6 годам формируется наружный слуховой проход. И костный лабиринт органа слуха.
К 7 годам уже имеются выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже. Рост, окостенение и формирование всех отделов грудной клетки к 6 годам заканчивается. В этом возрасте верхняя часть грудной клетки расширяется, и вся она укорачивается, принимая черты грудной клетки взрослого. В 5-6 лет начинается сращение тазовых костей.
Дети от 5 до 7лет у них больше увеличивается рост (первое вытягивание). Масса мышц нарастает, и к 7-ми годам составляет 27% массы тела. Диаметр мышц возрастает в 15-20 раз по сравнению с новорожденными. Дети в этом возрасте в большинстве случаев худеют.
У детей с 4 до 7-ми лет длина шага увеличивается и составляет 40 см, но шаги все еще неравномерны. Более правильным становится сочетание движений рук и ног при ходьбе. В этом возрасте дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу.
В этом возрастном периоде мышцы у детей еще недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы, сутулится, сводит плечи. Неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неправильная постель, не соответствующая росту мебель, отсутствие внимания со стороны родителей и взрослых могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и, как следствие, привести к нарушению осанки. Последнее способствуют уплощению стоп и развитию плоскостопия. Причины плоскостопия разнообразны: врожденные недостатки костей или мышц стопы; результат перенесенных заболеваний (рахит, полиомиелит); ношение жесткой обуви с тесным верхом и неэластичной подошвой; чрезмерная масса тела ребенка, не соответствующая его возрасту и длине тела.
В возрасте 6-ти лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, да и сами команды становятся более точными и сложными.
Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов.
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост.
В возрасте 6-7 лет интенсивно развивается вторая сигнальная система, совершенствуется взаимодействие центральных и периферических механизмов регуляции, что оказывает влияние на двигательные функции.
Двигательная активность ребёнка является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности. В движениях детей 7-летнего возраста отмечается много избыточных элементов, не свойственных взрослым, но эти элементы у здоровых детей исчезают к 8-10-ти годам. Избыточность в структуре движений ребёнка при визуальном наблюдении малозаметна, но запись биоэлектрической активности мышц способствует её объективизации. Избыточность проявляется в активности мышц, не предназначенных для выполнения данного движения у детей данного возраста и у спортсменов невысокого класса. Сочетанное исследование механической и электрической активности мышц установило, что общая электрическая активность мышц при фиксированной одной и той же силе сокращения уменьшается по мере освоения двигательного навыка.
Скелетная мускулатура ребёнка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс ребёнка 6-7-ми лет как мышечно-фасциальный комплекс недостаточно развит и не в состоянии выдержать значительное напряжение, связанное с натуживанием, подъёмом тяжестей или статическим напряжением. Поэтому неумеренные нагрузки могут вести к образованию вздутого, а затем отвислого живота, с последующим расхождением мышц и образованием грыж различной локализации. Паховые кольца у 6-8-ми летних мальчиков относительно широки и слабы, что также приводит к образованию паховых грыж при больших напряжениях брюшного пресса. Несовершенство двигательных функций в период роста и развития у детей дошкольного возраста выражается большим коэффициентом асимметрии электрической активности мышц паравертебральной области. Лишь в возрасте 13-15-ти лет соразмерность функций трапециевидных и подвздошных мышц правой и левой половины тела становится более строгой.
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности