Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по адаптации в школе.rtf

— 2.01 Мб (Скачать файл)

На этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов была проведена коррекционно-развивающая программа. Формирующая работа включала в себя работу с педагогическим коллективом МОУСОШ № 68 г. Ульяновска, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности коррекционной работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в 1 классах.

Методики для исследования адаптации:

  1. Методика "Измерения уровня личностной адаптации Тейлора", адаптированное Т. А. Немчивым.

2. "Тест школьной и адаптации Филлипса".

Для выявления личностной адаптации была использована методика "Измерения уровня адаптации Тейлора" (адаптированная Немчивым Т. А. ) [5].

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями. Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о адаптации. Оценка 40-50 баллов свидетельствует о высоком уровне адаптации, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне адаптации (см. Приложение № 1).

Далее был проведен "Тест школьной адаптации Филлипса", он позволяет изучить уровень и характер адаптации, связанных со школой у детей младшего школьного возраста [52].

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления адаптации. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной адаптации ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой адаптации.

2. Число совпадений по каждому из 8 фактов адаптации, выделенных в тесте. Уровень адаптации определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

    1. Общая адаптация в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
    2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
    3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т. д.
    4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.
    5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публично) знаний, достижений, возможностей.
    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка. (см. Приложение № 2).

Методики для исследования школьной адаптации

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
  • Опросник Л. М. Ковалевой
  • Пиктографический тест "Школа" А. И. Баркан

Для выявления детей адаптированных и неадаптированных к школе был использован опросник Л. М. Ковалевой, анкета учащихся для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой, Пиктографический тест "Школа" А. И. Баркан; Ю. А. Полуянов. [5,31,61].

Опросник Л. М. Ковалевой помогает систематизировать представление о ребенке учителем. Опросник состоит из 46 утверждений, 45 из них качаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. Работая с бланком, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, засчитывается один балл, если справа - два балла. Максимальная сумма - 70 баллов. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке.

По результатам опроса выделяются три группы: 1 группа -

К=от 0 % до 14 % - хорошо адаптированные дети, 2 группа - К=от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации; 3 группа - К=выше 30% - группа писка, в которой выделяют 2 подгруппы: А-К=31-40 %;

Б-К=41 % и выше [31] (см. Приложение № 3).

Далее был проведен пиктографический тест "Школа" А. И. Баркана, Ю. А. Полуянова [5].

Рисунок ребенка должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать. При анализе рисунков оцениваются следующие показатели: (см. Приложение № 4).

    1. Соответствие заданий теме.
    2. Сюжет.
    3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
    4. Цветовое решение.
    5. Законченность рисунка.

Схема оценки детских рисунков на тему: "Что мне нравится в школе".

1. Несоответствие теме может указывать на:

а) Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровые. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.

б) Детский негативизм. В этом случае ребенок отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.

в) Неверное истолкование поставленной задачи. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других. Это свойственно детям с ЗПР.

При несоответствии рисунка заданной теме - 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка:

а) Учебная ситуация - учитель с указкой, дети за партами, доска с написанными заданиями и т. д. - 30 баллов.

б) Ситуация неучебного характера - школьное здание, ученики с портфелями и т. д. - 20 баллов.

в) Игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната и т. д. - 10 баллов.

3. Законченность рисунка определяется по следующим уровням:

а) Завершение, хорошо выполненные рисунки - 30 баллов.

б) Завершенные рисунки без деталей - 20 баллов.

в) Незавершенные рисунки с деталями - 10 баллов.

г) Схематические рисунки без деталей - 0 баллов.

4. Цветовое решение

а) Яркая цветовая гамма - 30 баллов.

б) Преобладает яркая цветовая гамма, но использована штриховка телесными тонами - 20 баллов.

в) В изображении школы использованы темные тона, но присутствуют цветы, солнце, детали ярких цветов - 10 баллов.

в) Схематическое изображение с использованием только темных тонов - 0 баллов.

Высокая мотивация - 70-90 баллов, низкая мотивация 40-70 баллов, 0-40 отсутствие мотивации.

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащиеся 1 классов использовалась анкета Н. Г. Лускановой (утверждена техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков), состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию [61]

Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации используется система бальных оценок:

    • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;
    • нейтральный ответ - 1 балл;
    • ответ позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов (см. Приложение № 5).

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся в учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках на школьную тему такие дети изображают, игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Для цели коррекции на втором этапе нами использовалась программа авторов Клюевой Р. В., Касаткиной В. В.

 

2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста

 

На этапе констатирующего эксперимента было необходимо оценить уровень адаптации (личностной и школьной) и адаптации у учащихся 1 классов. По методике Тейлора был определен уровень личностной адаптации у учащихся. Результаты тестирования приведены в приложении.

В таблице 3 приведены усредненные показатели первых и третьих классов распределение личностной адаптациив пределах выборок.

Таблица 3

Показатели личностной адаптации по тесту Тейлора

 

Классы

Кол-во

испыт.

Сред.

балл

Уровень адаптации, %

Очень

высок.

Высокий

Средний

Сред. с тенд. к низкому

Низкий

1 "А"

26

10

0

0

9 чел.

34,6%

15 чел.

57,7%

2 чел.

7,7%

1 "Б"

14

32

3 чел.

22%

9 чел.

64%

2 чел.

14%

0

0

Х 1 кл.

40

17

3 чел.

7,55

9 чел.

22%

11 чел.

27,5%

15 чел.

38%

2 чел.

5%


 

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей личностной адаптации

по Т-критерию Стьюдента

Исследование на определения статистически достоверных различий междувыборками

t-критерия Стьюдента

Наблюдаемое

t

Критическое

t0,95

t

Достоверность

различий

"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"

1"А"+1"Б"

3,433

1,99

1,44

дост.

"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"

1"Аи 1"Б"

16,5

2,02

14,48

дост.


 

Достоверность различий показателей тестирования определялась посредством параметрического статистического Т-критерия Стьюдента. Оценка показателей присутствия значимых различий результатов тестирования уровня личностной адаптации учащихся дается в таблице № 4.

Анализируя показатели личностной адаптации, мы видим, что они оказались значимо более высокие у учащихся 1"А" класса вне зависимости от условий обучения (таблица 3). Так, средний балл по тесту Тейлора у 1"А" класса оказался равным 17, а у 1"Б" равен 13. Значимость различий проверялась по Т-критерию Стьюдента (таблица 4).

Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности