Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по адаптации в школе.rtf

— 2.01 Мб (Скачать файл)


 

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5

1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5

1.2. Уровни адаптации к школе 12

1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26

2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26

2.2. Организация и этапы исследования 32

2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41

2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48

2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На пороге третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху единой всемирной цивилизации. Этот переход, безусловно, вызвал пересмотр и изменение статуса наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала, создании учения о познании и преобразовании мира. Особенностью современной социальной общечеловеческой практики является "возвращение" к человеку. Переориентация наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции - важнейшая задача, поставленная сейчас самой жизнью и служит целям гуманизации общественной жизни, и, прежде всего педагогики и психологии, как составляющим в концепции обучения и воспитания, пригодной для образовательных систем всего мира с признанием авторитета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов.

Однако сейчас гуманистическая направленность образования меняет привычные наши представления о его цели (формирование систематизированных знаний, умений, навыков), ибо именно такое понимание цели образования (безусловно, прогрессивное в прошлом) послужило причиной его дегуманизации, а следствием дегуманизации явилось обострение на исходе второго тысячелетия проблемы здоровья участников педагогического процесса. Обострились противоречия между такой приоритетной ценностью, как физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях, где ослабла физкультурно-спортивная база, ликвидирована система летних баз отдыха, ухудшилась организация школьного питания, увеличилась нагрузка на учащихся в связи с вводом множества отнюдь необязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью школьников, как результат физиологической усталости и психо-эмоциональных перегрузок.

В настоящее время наиболее актуальными проблемами укрепления и сохранения здоровья людей стали биологические и психологические аспекты здорового образа жизни (ЗОЖ), и, прежде всего потому, что проблема здоровья остается одной из самых важных для человечества (и нерешенных). До сих пор нет общепринятой, научно-обоснованной теории здоровья, отсутствует и концепция здоровья человека, как целостного состояния организма. Не существует и точного определения количественной меры здоровья.

Современный ритм жизни, недостаточный уровень культуры, отсутствие необходимых социально-экономических условий и многие другие факторы не способствуют формированию у населения устойчивой привычки к систематическому сохранению и укреплению своего здоровья.

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально- педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

Исследования состояния здоровья учащихся показали, что в целом за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз и к окончанию школы у 70% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания, а у 18%- морфо-функциональные отклонения. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10-12% школьников. Известно, что уже у 70% детей, поступающих в первый класс,отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных расстройств до хронических заболеваний.

Адаптация в условиях систематического школьного обучения у младших школьников затяжная, сложная. Это состояние еще более усугубляется (в несколько раз увеличилось количество хронически больных детей только за период обучения в начальной школе). Доказано, что уровень адаптации детей к школе зависит, прежде всего, от здоровья, а здоровье определяет уровень адаптации.

Все это говорит об актуальности проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Очевидным является необходимость рассматривать образовательной процесс параллельно с оздоровительным. Очень важно изучить и оптимизировать процесс адаптации детей к школьным условиям.

Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.

Задачи:

  • изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
  • разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
  • изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.

 

 

Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации

 

1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации

 

Адаптированность можно определить как уровень приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Как указывают исследования и свидетельствует практика, дезадаптация всегда имеет психосоматический характер (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротический (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивный (психосоматические заболевания и нарушения поведения). [11]

Люди различаются по уровню адаптивности. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные, и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [1].

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической литературе появился термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптаций по отношению к категориям "норма" и "патология". Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим.

Существует понятие школьной дезадаптации, под которой подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным [3].

Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и, несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьный знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклоняющегося поведения.

Ряд авторов Безруких М. М., Агафонова И. Н., Ковалева Л. М., Каган В. Е. [1,16,31,32] выделяют следующие симптомы, как критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже нормы хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из школы и дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Эти симптомы могут быть в крайних вариантах нормы (акцентуация характера, патохарактерологическое формирование личности) и пограничных расстройствах (неврозы, неврозоподобные состояния, резидуальные органические нарушения), тяжелых психических заболеваниях (эпилепсия, шизофрения).

Можно выделить факторы риска развития дезадаптации, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости, но не предопределяющие ее фатально.

Среди подобных факторов следует назвать [27]:

    1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность
    2. Длительная и массивная депривация
    3. Соматическая ослабленность ребенка
    4. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов
    5. Нарушения формирования школьных навыков (дислексия, диграфия, дискалькумия)
    6. Двигательные нарушения
    7. Эмоциональные расстройства.

Рассматривая существующие в современной науке подходы к проблеме дезадаптации, можно выделить три основных направления.

Первое, которое можно определить, как медицинское:

- понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуациях характера [28,32];

- оценка преневротических нарушений, невротических состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. [3].

Термин "дезадаптация", употребляемый в отношении психических больных, означает нарушение или утрату полноценного взаимодействия индивида с окружающим его миром.

Ю. А. Александровский [3] определяет дезадаптацию как "поломки" в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций. По мнению С. Б. Семичева [27], в понятии "дезадаптация", следует различать два значения. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, т. е. процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни. В. В. Ковалев [31] характеризует состояние дезадаптации как повышенную готовность организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов. При этом описание проявлений дезадаптации весьма схожие с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических нарушений.

Второе направление можно охарактеризовать, как социально-психологическое. При этом важно рассмотреть соотношение понятий социально-психологической адаптации и социально-психологической дезадаптации. Если понятие социально-психологической адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов Б. Н., Алмазов Ю. А., Александровский [16,27,31,32], как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ "Я", рефлексия, "Я - концепция", оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности