Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Слабость "мышечного корсета" и суставно-связочного аппарата позвоночного столба предопределяет часто наблюдаемые у детей нарушения осанки. Связано это с тем, что в период 6-7 лет позвонки растут в длину и ширину, затем за счёт верхней хрящевой пластинки весьма энергично увеличивается их высота. К 6 годам в верхнем и нижнем отделах позвонков, а также на концах остистых и поперечных отростков появляются самостоятельные точки окостенения. В дальнейшем идёт перестройка в телах позвонков - сокращается зона роста, истончаются костные балки, меняется их конфигурация, увеличиваются костномозговые полости. Позвонки растут неравномерно, а периодами с преобладанием роста поясничного отдела над грудным отделом.
Однако при неблагоприятных условиях нарушения осанки могут принимать стойкий характер и тогда в позвоночнике возникают морфологические изменения в виде прогрессирующей с возрастом асимметрии тел позвонков и межпозвоночных дисков из-за разницы давления на хрящевые ростовые зоны тел позвонков и дисков. Пластинки роста расположены между телом позвонка и бессосудистым диском, а в них протекает интенсивные обменные процессы. Незначительные сдвиги питания хрящевой ткани в позвоночники нарушает рост и тканевую дифференцировку всех его структурных элементов, ведут к патологическим деформациям в виде сколиозов, лордозов и др. При максимальной скорости движения головы, при ударах и прыжках могут повреждаться шейные и грудные позвонки и позвоночные диски.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Разработаны различные способы изучения школьной мотивации и адаптации учащихся начальных классов [27].
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.
Рассмотримдиагностико-
1 блок. Методы психодиагностической работы с учащимися.
2 блок. Методы психодиагностической работы с родителями.
3 блок. Методы психолого-педагогической диагностики, осуществляемые с педагогами.
Психолого-педагогическая диагностика проводится два раза в год: в начале сентября и в конце мая (для определения динамики развития).
Исследование с помощью методики "Цветопись" может проводить не только психолог, но и учитель, и воспитатель (после предварительного консультирования). Однако психолог должен регулярно взаимодействовать с педагогами, давать советы, рекомендации (возможно, предложить им специальную литературу) [20, 22]. Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в оперативную цветоматрицу.
Цветовая гамма по вертикали показывает представленность определенных настроений в детском коллективе ежедневно (это позволяет проанализировать роль различных факторов для одного и нескольких классов в течение определенного периода времени), по горизонтали - динамику эмоциональных состояний изо дня в день в течение исследуемого периода, в начале и в конце учебного года, при переходе в следующий класс. В каждом отдельном случае возможна более точная, глубокая диагностика (например, с помощью теста Люшера).
Цветоматрица дает возможность увидеть настроение коллектива, позволяет оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого человека, выявить взаимосвязь различных условий, факторов, влияющих на качество образования, учесть их в управленческой деятельности.
Одновременно с исследованием эмоционального состояния учащихся проводятся родительские наблюдения за состоянием ребенка после школы. Эта информация дает возможность оказать своевременную помощь ребенку, учитывать его особенности при организации индивидуальной и групповой работы.
С первого сентября родители заполняют лист наблюдения. Предварительно на родительском собрании психолог (или индивидуально воспитатель) объясняет родителям цель анкетирования, способ заполнения. Родителям предлагают отметить то, что волнует их и ребенка. Наблюдения родителей могут охватывать различные сроки: от 5 до 10 дней и более в случае необходимости.
Для того чтобы помочь учителю лучше узнать детей, скорректировать свою работу, применяются рисуночные методы, которые в игровой форме, доверительной атмосфере помогают определить направленность ребенка, его притязания, самооценку, отношение к школе, учителю и т. д. Анализ содержания рисунков позволяет говорить о понимании и принятии (неприятии) ребенком темы, сформированности внутренней позиции школьника, эмоциональном отношении к школе, процессу обучения.
Тема "Я в школе" может быть встречена детьми по-разному, что также имеет значение. Например, дети не принявшие предложенную для рисования тему "Я в школе", трансформируют ее в следующие темы ("Я гуляю на прогулке", "Я иду в школу", "Я дома с мячом", "Я фотографируюсь", "Я на перемене, дети балуются", "Я у бабушки в деревне". Необходимо обратить внимание также на содержание рисунка, выбор материала для рисования, цветовое решение, размещение изображения на листе, рисует ли ребенок себя, что рассказывает по поводу своего рисунка и т. д.
Лусканова Н. Г. [27] предлагает детям выполнить рисунки на тему
"Что мне нравится в школе". Несоответствие теме указывает, по мнению автора, на:
а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;
б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;
в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивации;
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Многим детям легче рисовать "Школу зверей". Можно рисунок предварить сказкой: "Жили-были разные звери: зайцы, тигры, леопарды (дети продолжают). И были у них детеныши. Когда пришло время научиться разным премудростям, они отправились в школу зверей (детям предлагается придумать продолжение сказки: что же было дальше)". Аналогично можно провести рисование по сказке "Как Мурлыка пошел в школу". Желательно на урок принести игрушку кота, с его помощью поздороваться с детьми, предложить детям пошептать ему что-то на ушко (свой секрет), то есть обыграть ситуацию и заинтересовать детей. Очень важно после рисования обсудить рисунки, послушать детские сказки.
Чтобы эти темы продолжить, можно организовать полевую игру "Школа зверей" с последующим рисованием и обсуждением. Рассказывать дети могут, выходя к доске, что закрепит позитивное, активное состояние в пространстве доски и стола учителя, а можно и в общем кругу, желательно сидя (можно на ковре). Характерно, что предложенные процедуры с включением ролевых игр имеют не только диагностическую, но и адаптационную направленность.
С целью выяснения адаптации ребенка, его позиции в классе учитель заполняет рабочий бланк "Схема-характеристика учащихся класса" [13] и (или) "Опросник для учителя" [17]. Результаты опроса анализируются психологами и обсуждаются совместно с педагогами, разрабатываются рекомендации.
Следует упомянутьи о карте наблюдений Д. Стотта [35], направленной на фиксацию различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.
Проведение коррекционной работы по преодолению дезадаптации предполагает:
Таким образом, анализ различных параметров адаптации каждого учащегося в начале и в конце учебного года позволяет определить динамику его развития, основные проблемы, проявления дезадаптации, выявить закономерность адаптационного процесса в начальной школе, осуществлять ряд мер, направленных на профилактику школьной деазадаптации.
Целью нашего экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие эмпирические задачи как говорилось ранее:
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУСОШ
№ 68 г. Ульяновска.
В исследовании принимали участие учащиеся 1 классов.
1 "А" - 26 человек, экспериментальный 1 "Б" класс - 24 человека. Всего - 50 учащихся. Использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностический эксперимент (формирующий и контрольный), психокоррекционные методы, методы статистической обработки полученных экспериментальных данных.
Эксперимент предполагал проведение трех этапов:
На этапе констатирующего эксперимента мы провели психодиагностическое исследование по выявлению личностной и ситуативной (школьной) адаптации у учащихся 1 классов и их адаптированности и неадаптированности к школе. Проводились беседы с учащимися и учителями этих классов. Велось наблюдение за поведением, общением учащихся на уроках и во внеурочное время (перемена, ГПД). Проведен сравнительный анализ показателей личностной и ситуативной (школьной) адаптации учащихся 1 классов по Т-криретию Стьюдента. Проведен сравнительный анализ показателей адаптации - дезадаптации, мотивации по критерию Фишера. Связь между результатами тестирования была установлена посредством коэффициента корреляции Пирсона.
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности