Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Результаты
1) Число несовпадений знаков ("+" - да, "-" - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50 %; >50% и 75 %).
Для каждого респондента
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение <50 %; >50% и 75 %.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая адаптация в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результата твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, которым ребята относятся с особым вниманием?
1.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
2. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
3. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
4. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
5. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
6. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
7. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
8. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
9. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
10. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
11. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
12. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
13. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
14. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
15. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
16. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
17. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
18. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
19. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
20. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
21. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
22. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
23. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
24. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
25. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
26. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
27. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
28. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение 3
Опросник Л.М.Ковалевой
В последнее время становится все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требует к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставшие в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы психолог выявляет при индивидуальном обследовании, а также в ходе беседы с учителем и родителями.
Данный опросник помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений; 45 из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участие родителей в воспитании. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке.
ОПРОСНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Родители совершенно отстранились от воспитания, почти не бывают в школе.
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для данного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа - 2 балла. Максимальное возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К = П 100
70
где, П - количество баллов, набранных ребенком.
В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро соирентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
По результатам опроса выделяются три группы:
Первая группа - К = от 0 % до 14 % - хорошо адаптированные дети;
Вторая группа - К = от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации;
Третья группа - К = выше 30 % - "группа риска", в которой выделяются две подгруппы: А и Б.
А - К = 31-40 %; Б - К = 41 % и выше.
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП
ПЕРВАЯ ГРУППА: эти дети из благополучных семей, где родители уделяют внимание их развитию, читают книги, играют, разговаривают, в школе поддерживают контакт с учителем. Эти дети хорошо подготовлены к школе (по результатам психологической готовности в момент приема в школу), обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием отвечают на уроках. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию.
ВТОРАЯ ГРУППА: эти дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Например, при высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения, появляется инфантилизм. На уроках они отвлекаются, поэтому не успевают вовремя ответить, выполнить задание, требуют к себе постоянного внимания учителя. К концу года, как правило, эти дети адаптируются к школе. В эту группу могут попасть застенчивые дети, которые не ходили в детский сад и тяжело привыкают к новым людям. Доброжелательное и тактичное отношение учителя может помочь их адаптации. Сюда же могут попасть дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления, их родителям можно порекомендовать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, мелкими предметами, штриховкой, играть, прописывая пальцем буквы на ладошке и т.д. Медлительные дети тоже относятся к этой группе. Учитель в этом случае должен подбирать задания таким образом, чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достигать успеха.
ТРЕТЬЯ ГРУППА: здесь наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях.
Без целенаправленной работы с ребенком учителя и психолога в контакте с родителями, иногда еще и логопеда или психоневролога практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.
Много детей приходит в школу с плохо развитой моторикой, почти каждый второй. Следовательно, в первой четверти учитель должен уделять особое внимание моторике - заниматься с учениками штриховкой, рисованием, писать графические диктанты. Современные же методики обучения письму не ходили в детский сад и тяжело привыкают к новым людям. Доброжелательное и тактичное отношение учителя может помочь их адаптации. Сюда же могут попасть дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления, их родителям можно порекомендовать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, мелкими предметами, штриховкой, играть, прописывая пальцем буквы на ладошке и т.д. Медлительные дети тоже относятся к этой группе. Учитель в этом случае должен подбирать задания таким образом, чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достигать успеха.
ТРЕТЬЯ ГРУППА: здесь наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях.
Без целенаправленной работы с ребенком учителя и психолога в контакте с родителями, иногда еще и логопеда или психоневролога практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.
Много детей приходит в школу с плохо развитой моторикой, почти каждый второй. Следовательно, в первой четверти учитель должен уделять особое внимание моторике - заниматься с учениками штриховкой, рисованием, писать графические диктанты. Современные же методики обучения письму предполагают сразу учить детей безотрывному письму, что практически недоступно, если моторика развита плохо. Особенно вредна методика безотрывного письма для детей "группы риска"б когда к плохой моторике добавляется ГС, НП, АС. Особо опасные сочетания ПГШ с гиперкинетическим синдромом, недостаточной произвольностью.
Приложение 4
Пиктографический тест "Школа"
(А.И.Баркан, 1983, 1987; Ю.А.Полуянов, 1988)
Рисунок ребенка должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств (Л.Н.Бачерников, 1979). Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (Г.Т.Хоментаускас, 1985, 1986).
Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 г. А.М.Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тыс. рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка - его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально-волевой сферой - тоном настроения, интересами, активностью и т.п. (А.М.Шуберт, 1928).
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности