Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по адаптации в школе.rtf

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Работа по психопрофилактике и преодолению дезадаптации у детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной адаптации и дезадаптации. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов адаптации и дезадаптации. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.

В профилактике и работе по повышению уровня школьной адаптации у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин пониженной адаптации, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на повышение уровня адаптации у детей младшего школьного возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. / Хрипковой А.Г., М., 2002.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 2006.
  3. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 2004.
  4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург, "Деловая книга", М., Издательский центр "Академия", 2005.
  5. Альманах психологических тестов. - М., "КСП", 2005. -
  6. с. 333-336.
  7. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 2004.
  8. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 2006. - № 5, с. 111-117.
  9. Андрущенко Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. // Семейная психология и семейная терапия. № 3, 2006.
  10. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки адаптации. // Психологический журнал - №2, 2006.
  11. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. - 2004, № 1, с. 18.
  12. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости. Автореферат-диссертация. Канд. псих. наук, М., 2004. - с. 17.
  13. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 2004.
  14. Бернс Эрик. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. М., Прогресс, 2005.
  15. Бернс Эрик. Развития Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ., М., Прогресс, 2004.
  16. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2004. - с. 298.
  17. Битякова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 2003.
  18. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б.Хавина - Э.: Изд-во "КСП", 2004. - с. 243.
  19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2003. - с. 231-235.
  20. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 2003, № 1. - с. 104-113.
  21. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. М.: Педагогика, 2005. - с. 144.
  22. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 2004 - с. 96.
  23. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М, 2005. - с. 137.
  24. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2006. - № 5.
  25. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - С-Пб.: Медицина, 2006. - с. 176.
  26. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Уч. Пособие: под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько. - М, 2004. - с. 11-17.
  27. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. - Редакционно-издательский центр консорциума. "Социальное здоровье России". - М, 2004. - с. 126.
  28. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 2005. - с. 48-55.
  29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2003. - с. 87-90.
  30. Изард К.Е. Эмоции человека. - М, 2005. - с. 22-25.
  31. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 2004. - № 4.
  32. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, 2006. - №7.
  33. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2004. с. 16-20.
  34. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 2004. - с. 132-135.
  35. Коломенский Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2003. - с. 117-119.
  36. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. - 2006. - № 6.
  37. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2.
  38. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - с. 122.
  39. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. - С-Пб, 2003. - с. 45-48.
  40. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, М, 2003. - с. 49.
  41. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. // Под ред. В.В.Столина, М.: Изд-во МГУ, 2003. - с. 304.
  42. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А.Бодалева и Р.Л.Кричевского. - М, 2005. - с. 111.
  43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, М.: Сфера, 2005. - с. 29-34.
  44. Практическая психология для преподавателей. / Под ред. М.К.Тутушкиной. - М, 2003. - с.79.
  45. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной, 2-е изд., М.: ТЦ "Сфера", 2004. - с. 247-256.
  46. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом "БАХРАХ", 2004. - с. 672.
  47. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов./ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Международная педагогическая Академия, 2005. - с. 222.
  48. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 2004. - с. 191.
  49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: Владос, 2005. - с. 529.
  50. Цукерман Г.А. А ведь была отличницей. // Семья и школа, 2006. - № 12, с. 29-27.
  51. Цукерман Г.А. В школе все резко изменилось... семья и школа. - 2006. - № 12, с. 14-16.
  52. Юнг Г.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. / Пер. с нем. - М.: Капон, 2005. - с. 115-122.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Методика измерения уровня адаптированности Тейлора

 

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый материал

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
  7. Я уверен в себе.
  8. Практически я никогда не краснею.
  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще, чем другие.
  11. У меня редко бывает сердцебиение.
  12. Обычно мои руки достаточно теплые.
  13. Я застенчив не более чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Почти все время испытывают тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  31. Я часто плачу.
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
  42. Я - человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о адаптации.

Каждый ответ "да" на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 4-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

В 1975 г. В.Г.Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. Вариант этого опросника приведен ниже.

Шкала тревоги

  1. Я могу долго работать не уставая.
  2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
  3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
  4. У меня редко болит голова.
  5. Я уверен в своих силах.
  6. Ожидание меня нервирует.
  7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
  9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
  10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все, что мне поручали.
  11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
  14. Я не слишком застенчив.
  15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
  16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
  17. Я краснею не чаще, чем другие.
  18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
  19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
  20. Е все люди, которых я знаю, мне нравятся.
  21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
  22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
  23. Меня часто мучают ночные кошмары.
  24. Я склонен все принимать слишком всерьез.
  25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
  26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
  27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
  28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
  29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
  30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.
  31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
  33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
  34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
  35. Я легко прихожу в замешательство.
  36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.
  37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
  38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
  39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.
  40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
  41. Иногда мне хочется выругаться.
  42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.
  43. Меня беспокоят возможные неудачи.
  44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  45. Меня нередко охватывает отчаяние.
  46. Я - человек нервный и легко возбудимый.
  47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
  48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
  49. Мне не хватает уверенности в себе.
  50. Я легко потею даже в прохладные дни.
  51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
  52. У меня очень редко болит живот.
  53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
  55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
  56. Я легко расстраиваюсь.
  57. Практически я никогда не краснею.
  58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
  59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  60. Обычно я работаю с большим напряжением.

В 1 балл оцениваются ответы "да" к высказываниям: 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 21, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы "нет" к высказываниям: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы "да" к пунктам 2, 10, 55 и "нет" к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи.

 

Приложение 2

 

Методика диагностики уровня школьной

адаптации Филлипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера адаптации, связанной со школой, у детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Д", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления адаптации. При обработке подсчитывается.

    1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной адаптации ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой адаптации.
    2. Число совпадений по каждому из 8 факторов адаптации, выделяемых в тексте. Уровень адаптации определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Факторы

№№ вопросов

1. Общая адаптация в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

сумма = 11

3. Фрустация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

сумма = 6


 

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развивается его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении результата и т.д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

Тест опросника

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

 

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;

сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28;

сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;

сумма = 8


 

Ключ к вопросам

1-

7-

13-

19-

25+

31-

37-

43+

49-

55-

2-

8-

14-

20+

26-

32-

38+

44+

50-

56-

3-

9-

15-

21-

27-

33-

39+

45-

51-

57-

4-

10-

16-

22+

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11+

17-

23-

29-

35+

41+

47-

53-

 

6-

12-

18-

24+

30+

36+

42-

48-

54-

 

Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности