Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа
Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79
Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.
Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещений, мытьё посуды, стирка и др. хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной и физический труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца [37].
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, коллективный труд. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974 г.). Поручение – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда. По средством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственные, физические, умственные, эстетические [24].
Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой (1953 г.). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.
Дежурство предполагает труд
одного или нескольких детей
в интересах всей группы. В
дежурстве в большей степени,
чем в поручительстве, выделяются
общественная направленность
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – общему, совместному, коллективному труду. Эта форма организации труда исследовалась В.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайновой и другими.
Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.
Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех [11].
Перемены, произошедшие в российском обществе в 90-х г.г. XX столетия, привели к переосмысливанию социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества.
Воспитание молодёжи в советском периоде существования России было основано на утопических идеалах построения коммунистического общества. В нём было разработано и достигнуто много ценного, что используется и в современных технологиях [35].
Развитие образовательных
процессов в современном
Появился ряд новых прогрессивных воспитательных концепций и технологий.
Предпосылки
технологизации обучения заклад
Технология
коллективного творческого
По определению Л.И. Новиковой, современная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); среды системы, освоенной названным субъектом; управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.
Е.И. Степанов выделяет пять содержательных компонентов воспитательных систем:
Индивидуально – групповой
Ценностно – ориентированный
Пространственно – временной
Функционально – деятельностный
Диагностико – аналитический
и три страты воспитательного взаимодействия с ребёнком.
Первая страта – это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов на процесс развития учащихся.
Вторую страту составляет воспитательное пространство группы, где в основном и происходит педагогическое взаимодействие.
Третья страта – это
система педагогического
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С. Макаренко, И.П. Иванова [36].
В.В. Гузеев определяет образо
Педагогическая технология по М.В. Кларину означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
В трудах Г.К. Селевко Педагогическая технология определяется как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [35].
Технология обучения по П.И. Пидкасистому - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов [38].
Из приведённых определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщённости, стереоскопичности.
Современная школа представляет собой
сложную социально –
1.2 ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В ДОУ
В теории дошкольной педагогики
к настоящему времени накоплено немало
сведений о становлении и развитии трудовой
деятельности дошкольников, ее особенностях,
о средствах трудового воспитания, о методах
ознакомления детей с трудом взрослых,
образом труженика, о формах организации
деятельности самих детей и методике руководства
ею. Такое положение позволяет утверждать,
что в отечественной педагогике разработана
система трудового воспитания детей дошкольного
возраста, включающая в себя следующие
задачи трудового воспитания.
1. Воспитание в
детях уважительного отношения к труженику
и результатам его труда, желания подражать
ему в своей деятельности, проявлять нравственные
качества. Решение этой задачи должно
привести к развитию у дошкольников осознания
важности труда для общества.
2. Обучение детей
трудовым умениям, навыкам организации
и планирования своего труда, осуществлению
самоконтроля и самооценки. Решение этой
задачи должно привести к формированию
у детей интереса к овладению новыми навыками,
ощущению радости от своих умений, самостоятельности.
3. Воспитание нравственно-волевых
качеств (настойчивости, целеустремленности,
ответственности за результат своей деятельности),
привычки к трудовому усилию должно привести
к формированию у детей готовности к труду,
развитию самостоятельности.
4. Воспитание
нравственных мотивов деятельности, побуждающих
включаться в труд при необходимости.
Действие этих мотивов должно вызывать
у ребенка активное стремление к получению
качественного результата, доставлять
ему радость от собственного труда.
5. Воспитание гуманного
отношения к окружающим и коллективной
направленности личности дошкольника:
умения и желания включаться в совместный
труд со сверстниками, проявлять доброжелательность,
активность и инициативу, стремление к
качественному выполнению общего дела,
осознания себя как члена детского общества.
Задачи трудового
воспитания решаются не только в труде,
но и в любом виде деятельности, присущей
ребенку дошкольного возраста [37].
Трудовое воспитание
является частью всестороннего воспитания.
Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых
работ у ребенка воспитываются самостоятельность,
культура внешнего вида, формируются мотивы,
связанные с осознанием его важности.
Работая в уголке
природы или живом уголке, дети наблюдают
за развитием растений, животных, что обогащает
знания, формирует представления о взаимосвязи
всего живого; ребенок учится сравнивать,
обобщать, делать простейшие умозаключения.
Он начинает понимать, зачем необходимо
ухаживать за растениями и животными.
Работая на огороде или в цветнике, дошкольники
ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное
напряжение, «мышечную радость», у них
формируется привычка к трудовому усилию.
Ручной труд дает массу эстетических переживаний,
побуждает к творчеству, позволяет детям
доставить радость другим [24; 65].
Средства трудового воспитания
Средства трудового воспитания детей
дошкольного возраста должны обеспечивать
формирование достаточно полных представлений
о содержании труда взрослых, о труженике,
его отношении к делу, о важности труда
в жизни общества; помощь в обучении детей
доступных им трудовым умениям и организацию
разных видов труда с целью воспитания
у них в процессе деятельности положительного
отношения к труду и установление доброжелательных
взаимоотношений со сверстниками. Такими
средствами являются:
•ознакомление
с трудом взрослых;
• обучение
навыкам труда, организации и планированию
деятельности;
•
организация труда детей в доступном им
содержании.
В педагогическом
процессе детского сада все перечисленные
средства используются в тесной взаимосвязи,
дополняя друг друга. Содержание же работы
педагога по использованию этих средств
значительно усложняется при учете постепенного
роста способности детей к овладению трудовыми
навыками [23].
Ознакомление детей с трудом
взрослых. Отечественной дошкольной
педагогикой доказано, что ознакомление
детей с трудом взрослых содержит большие
возможности в решении задач трудового
и нравственного воспитания. Дети получают
знания не только о всевозможных профессиях,
но и об отношении взрослых к своему труду,
о важности труда в жизни общества. Значение
этих знаний выходит далеко за пределы
обогащения представлений об окружающем
или расширения словаря. Представления
о различных сторонах трудовой деятельности
взрослых служат основой воспитания у
дошкольников уважительного отношения
к труженику, возбуждения интереса к его
работе, желания помогать взрослым, подражать
его действиям. У детей появляется осознанное
отношение к результатам труда, к вложенным
в него усилиям; становятся доступными
нравственно-ценностные мотивы, побуждающие
к деятельности, настойчивое стремление
к получению результата.
Наблюдение за
трудом людей является одним из мощных
факторов социализации ребенка: ему становится
доступным смысл моральных норм, регулирующих
отношение к труду.
Такой взгляд на воспитательное
значение ознакомления детей с трудом
взрослых обусловливает необходимость
обсуждения ряда вопросов:
- наблюдения за чем позволят ребенку
понять процесс деятельности взрослых,
отношение тружеников к своему делу, важность
результатов?
- на какие стороны труда взрослых следует
обращать внимание детей?
- в какой последовательности подавать
эти знания?
- какие разъяснения педагога необходимы
для того, чтобы помочь дошкольникам осознать
важность труда? [14].
Решению ряда перечисленных
вопросов было посвящено исследование
Е. И. Радиной, в котором автор учитывает
особенности дошкольников - преобладание
непроизвольного внимания, неспособность
к выделению самых существенных сторон
трудового процесса — и разрабатывает
последовательность ознакомления с трудом
взрослых, наблюдая за ними. Е.И. Радина
справедливо подчеркивает, что детей вначале
захватывает процесс действий взрослого,
«чудесные превращения объектов труда
в результате.
Автор описывает проведенное
воспитателем наблюдение детей за посадкой
рассады работницами совхоза и делает
заключение о том, что оно оказало на них
большое воспитательное влияние: на своем
огороде дети высаживали подаренную им
рассаду, действовали, подобно работницам,
осторожно, стараясь не повредить корешки
нежных ростков, прижимая их к земле, постоянно
заботились о них. Анализ такого описания
позволяет высказать ряд предположений,
которые, к сожалению, спущены автором. Можно предположить, что
воспитатель во время наблюдения рассказывал
детям о действиях работниц, об осторожности
при посадке ими рассады в грунт, об изготовлении
лунок такой глубины, чтобы не повредить
корешки, о тщательном и аккуратном прижимании
корешков к земле.
Таким образом, воспитательный
эффект зависит не столько от того, за
каким трудом наблюдают дети, сколько
от того, на чем именно заостряется внимание
детей, что вызывает у них чувство восхищения
(ловкие движения, осторожность, «чудесные
превращения» объектов труда).
Несмотря на важность
наблюдений, автор подчеркивает, что при
подобном ознакомлении сам человек труда,
его отношение к делу, его личные качества
ускользают от внимания детей, ибо эти
стороны деятельности скрыты от детей
«предметами внешнего мира» (Д.Б.Эльконин).
И потому Е. И. Радина считает необходимым
сопровождать наблюдение разъяснением
смысла действий труженика, ибо именно
в нем и проявляются его лучшие качества:
трудолюбие, настойчивость, ответственность,
чувство долга.
Опираясь на высказанные
Е. И. Радиной положения и собственный
опыт работы, можно выстроить примерную
последовательность разъяснений смысла
трудовых действий взрослого.
- Что делает труженик? (Подметает, моет,
чистит, строгает и т. д., то есть педагог
дает определение действиям.)
- Как он это делает? (Аккуратно, ловко,
тщательно, т. е. оценивается качество
действий.)
- Как он относится к своему делу? (Он моет
тщательно, чистит аккуратно, значит, он
относится к своему делу честно, трудится
добросовестно, старательно.)
- Какой же он сам? (Он относится к делу
честно, трудится добросовестно, это значит,
что он — трудолюбивый, ответственный,
настойчивый, т. е. на конкретном примере
вводятся оценки личности труженика.)
- Какое значение имеет результат его
труда? (Его труд и плоды его труда нужны
людям.)
Наблюдая впоследствии
за трудом своих воспитанников, педагог
может давать и им подобные оценки.
Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ