Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ2.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Научившись  самообслуживанию, ребенок приобретает  определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещений, мытьё посуды, стирка и др. хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и физический труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца [37].

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, коллективный труд. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974 г.). Поручение – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда. По средством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственные, физические, умственные, эстетические [24].

Дежурства как форма организации труда  детей впервые была исследована  З.Н. Борисовой (1953 г.). Этим автором были разработаны содержание этой формы  труда и методика руководства  деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

  Дежурство предполагает труд  одного или нескольких детей  в интересах всей группы. В  дежурстве в большей степени,  чем в поручительстве, выделяются  общественная направленность труда,  реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе [18]

Если  поручения и дежурства стали  систематическими, постоянными формами  организации труда в группе и  дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – общему, совместному, коллективному труду. Эта форма организации труда исследовалась В.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайновой и другими.

Данная  форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех [11].

Перемены, произошедшие в российском обществе в 90-х г.г. XX столетия, привели к переосмысливанию социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества.

Воспитание  молодёжи в советском периоде  существования России было основано на утопических идеалах построения коммунистического общества. В нём  было разработано и достигнуто много  ценного, что используется и в современных технологиях [35].

Развитие образовательных  процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей – инноваторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессам.

Появился ряд новых  прогрессивных воспитательных концепций и технологий.

     Предпосылки  технологизации обучения закладывались в глубоких работах отечественных  ученых  П.Я. Гальперина,  В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича, И.П. Калошиной, З.А. Решетовой, И.И. Ильясова, В.П. Бес-палько,  Л.Н. Ланда, Н.А. Менчинской, М.Я. Микулинской, Л.Ф. Обуховой, О.С. Анисимова,  Б.И. Коротяева, С.И. Шапиро, А.Б. Наумова, В.В. Белича, В.П. Беспалько,  В.А. Монахова,  а  также   зарубежных ученых Дж. Миллера, Е. Галантера, К.  Прибрама,  М.  Минского и других.

Технология  коллективного творческого воспитания была разработана и внедрена в 50-60-х годах И.П. Ивановым и его сподвижниками Ф.В. Шапиро, Л.Г. Борисовой, И.Н. Конниковой, М.Н. Ахметовой и другими.

По определению Л.И. Новиковой, современная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); среды системы, освоенной названным субъектом; управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Е.И. Степанов выделяет пять содержательных компонентов воспитательных систем:

Индивидуально – групповой

Ценностно – ориентированный

Пространственно – временной

Функционально – деятельностный

Диагностико – аналитический

и три страты воспитательного взаимодействия с ребёнком.

Первая страта – это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов на процесс развития учащихся.

Вторую страту составляет воспитательное пространство группы, где в основном и происходит педагогическое взаимодействие.

Третья страта – это  система педагогического обеспечения  индивидуальной траектории развития ребёнка.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и  развитие идей А.С. Макаренко, И.П. Иванова [36].

 В.В. Гузеев определяет образовательную технологию – как систему, включающую представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий.

Педагогическая  технология по М.В. Кларину означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В трудах Г.К. Селевко Педагогическая технология определяется как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [35].

 

Технология обучения по П.И. Пидкасистому   - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов [38].

Из приведённых определений  следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщённости, стереоскопичности.

Современная школа представляет собой  сложную социально – педагогическую систему – метатехнологию подготовки подрастающих поколений к жизни, труду, дальнейшему профессиональному  образованию, к включению в общественную жизнь, социальному функционированию. Эти цели достигаются с помощью воспитания и обучения.

 

 

 

 

 

1.2 ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ                                             КАК ПРЕДМЕТ МОДЕЛИРОВАНИЯ

          В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления детей с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации деятельности самих детей и методике руководства ею. Такое положение позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя следующие задачи трудового воспитания.  
        1. Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию у дошкольников осознания важности труда для общества.  
        2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию у детей интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.  
        3. Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.  
        4. Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, доставлять ему радость от собственного труда.  
         5. Воспитание гуманного отношения к окружающим и коллективной направленности личности дошкольника: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.  
         Задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста [37].  
         Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.  
         Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблюдают за развитием растений, животных, что обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; ребенок учится сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Он начинает понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение, «мышечную радость», у них формируется привычка к трудовому усилию. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим [24; 65].

Средства трудового воспитания                
           Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:  
           •ознакомление с трудом взрослых;  
           • обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;  
            • организация труда детей в доступном им содержании.  
          В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется при учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками [23].  
           Ознакомление детей с трудом взрослых. Отечественной дошкольной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем или расширения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, возбуждения интереса к его работе, желания помогать взрослым, подражать его действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.  
        Наблюдение за трудом людей является одним из мощных факторов социализации ребенка: ему становится доступным смысл моральных норм, регулирующих отношение к труду.  
       Такой взгляд на воспитательное значение ознакомления детей с трудом взрослых обусловливает необходимость обсуждения ряда вопросов:  
- наблюдения за чем позволят ребенку понять процесс деятельности взрослых, отношение тружеников к своему делу, важность результатов?  
- на какие стороны труда взрослых следует обращать внимание детей?  
- в какой последовательности подавать эти знания?  
- какие разъяснения педагога необходимы для того, чтобы помочь дошкольникам осознать важность труда? [14].  
       Решению ряда перечисленных вопросов было посвящено исследование Е. И. Радиной, в котором автор учитывает особенности дошкольников - преобладание непроизвольного внимания, неспособность к выделению самых существенных сторон трудового процесса — и разрабатывает последовательность ознакомления с трудом взрослых, наблюдая за ними. Е.И. Радина справедливо подчеркивает, что детей вначале захватывает процесс действий взрослого, «чудесные превращения объектов труда в результате.  
     Автор описывает проведенное воспитателем наблюдение детей за посадкой рассады работницами совхоза и делает заключение о том, что оно оказало на них большое воспитательное влияние: на своем огороде дети высаживали подаренную им рассаду, действовали, подобно работницам, осторожно, стараясь не повредить корешки нежных ростков, прижимая их к земле, постоянно заботились о них. Анализ такого описания позволяет высказать ряд предположений, которые, к сожалению, спущены автором. Можно предположить, что воспитатель во время наблюдения рассказывал детям о действиях работниц, об осторожности при посадке ими рассады в грунт, об изготовлении лунок такой глубины, чтобы не повредить корешки, о тщательном и аккуратном прижимании корешков к земле.  
     Таким образом, воспитательный эффект зависит не столько от того, за каким трудом наблюдают дети, сколько от того, на чем именно заостряется внимание детей, что вызывает у них чувство восхищения (ловкие движения, осторожность, «чудесные превращения» объектов труда).  
       Несмотря на важность наблюдений, автор подчеркивает, что при подобном ознакомлении сам человек труда, его отношение к делу, его личные качества ускользают от внимания детей, ибо эти стороны деятельности скрыты от детей «предметами внешнего мира» (Д.Б.Эльконин).  И потому Е. И. Радина считает необходимым сопровождать наблюдение разъяснением смысла действий труженика, ибо именно в нем и проявляются его лучшие качества: трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга.  
     Опираясь на высказанные Е. И. Радиной положения и собственный опыт работы, можно выстроить примерную последовательность разъяснений смысла трудовых действий взрослого.  
- Что делает труженик? (Подметает, моет, чистит, строгает и т. д., то есть педагог дает определение действиям.)  
- Как он это делает? (Аккуратно, ловко, тщательно, т. е. оценивается качество действий.)  
- Как он относится к своему делу? (Он моет тщательно, чистит аккуратно, значит, он относится к своему делу честно, трудится добросовестно, старательно.)  
- Какой же он сам? (Он относится к делу честно, трудится добросовестно, это значит, что он — трудолюбивый, ответственный, настойчивый, т. е. на конкретном примере вводятся оценки личности труженика.)  
- Какое значение имеет результат его труда? (Его труд и плоды его труда нужны людям.)  
       Наблюдая впоследствии за трудом своих воспитанников, педагог может давать и им подобные оценки.

Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ