Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ2.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

     Системой  оценки трудовых умений и навыков  у детей старшего дошкольного  возраста является трехбалльная  шкала:

 

   Достаточно высокий уровень трудовых, и организационных умений и навыков (3 балла). Такая оценка выставляется, если ребенок проявляет:

 культуру внешнего вида: опрятность, умение самостоятельно подготовиться к труду, договариваться о предстоящей работе;  достаточный уровень навыков ручного труда; планирование и активное включение в работу, последовательность выполнения всех действий; умение определить свое место в общем труде, в случае необходимости договариваться со сверстниками о распределении дела;  умение оказывать друг другу помощь, оценивать результаты, как своей деятельности, так и деятельности товарищей; умение по окончании работы убрать ножницы, салфетки, вымыть руки, привести себя в порядок.

Удовлетворительный средний уровень деятельности и отношения к ней

(2 балла). Такая оценка выставляется, если трудовые умения и навыки у ребёнка находятся на среднем уровне.

        Низкий уровень деятельности и отношения к ней (1 балл). Отсутствуют три и более каких-либо из указанных выше компонентов.

         При проведении диагностики выявления уровня владения  трудовыми умениями и навыками были получены следующие результаты.        Таблица №1

Фамилия

Имя ребенка

Воз

раст

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

1

2

 

3

4

 

5

 

6

7

 

8

9

 

10

 

11

 

12

13

14

15

16

17

 

18

19

20

Андреев Семен

Михалицин Дима

Грешнов Игорь

Шарафутдинова Зульфия

Ибрагимов Тагир

Сажнева Регина

Мельцайкин Женя

Зайцев Денис

Зайнуллина Диана

Юсубуллина Алиса

Колесников Саша

Байгузин Айнур 

Сидоров Дима

Власова Алена

Лобанов Никита

Финогеева Аня

Трутнева Ангелина

Горячкин Рома

Степашин Игорь

Яркеева Юля

5,6

5,1

 

5,3

5,1

 

5,8

 

5,3

5,8

 

5,3

5,0

 

5,5

 

5,6

 

5,1

5,6

5,5

5,10

5,10

5,4

 

5,2

5,0

5,1

2

3

 

3

2

 

3

 

3

3

 

3

2

 

3

 

3

 

2

2

3

3

3

3

 

3

3

3

2

3

 

2

2

 

2

 

2

2

 

3

2

 

3

 

2

 

2

2

3

2

3

3

 

2

2

3

2

3

 

2

1

 

2

 

3

3

 

3

1

 

3

 

2

 

1

1

2

2

3

3

 

3

3

3

2

2

 

3

2

 

3

 

3

3

 

2

2

 

3

 

3

 

2

1

2

3

3

2

 

2

3

3

1

3

 

2

1

 

2

 

3

2

 

2

2

 

3

 

2

 

1

2

1

2

3

2

 

2

2

2

1

2

 

2

1

 

2

 

2

2

 

2

1

 

3

 

3

 

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

10

16

14

14

9

14

14

 

16

15

 

15

10

 

18

 

15

 

10

10

13

14

17

15

 

14

15

16

                 

 

      Уровень владения трудовыми умениями и навыками выставляется следующим образом:

       16 –  18 баллов - высокий уровень;

        13 – 15 баллов - средний уровень;

         меньше 12 баллов - низкий уровень.

         Результаты диагностики свидетельствуют  о том, что 5 детей - 25% группы  показали высокий уровень трудовых умений и навыков. У 10 человек, что составило 50%, выявился средний уровень трудовых умений и навыков. Низкий результат показали 25% детей (5 человек).

           Всё  это  позволяет  нам   сделать  вывод  о  необходимости  применения  дидактических  технологий,  которые  помогут  детям  развить  не  только  творческое  воображение,  но  и  перейти  от  конкретики  к  абстрагированию.  

 

    

          

 

 

 

 

 

 

2.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНЯЯ  УТВАРЬ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

              

           Прежде чем приступить к  проектированию  логико-смысловых моделей  по теме,  перед      нами        возникли   следующие вопросы, которые вызвали некоторые затруднения: 
«Что такое «внешний» и «внутренний» планы учебной деятельности?», «Для чего они необходимы и чем они различаются?», «Каким требованиям должны отвечать и как их выстраивать?», «Какие функции выполняет правое и левое полушарие головного мозга человека?», «Какую роль они играют в процессе восприятия, переработки и усвоения знаний?».

           Вопросов было много, т.к. такие вопросы в педагогике недостаточно освещаются. И перед нами встал вопрос о необходимости четкого представления о том, чем отличается процесс учения, основанный на запоминании, от процесса учения, который основан на переработке и усвоении знаний.

          В результате изучения специальной литературы по теории учебной деятельности и ориентировочным основам действий, по проектно – технологическому подходу, по дидактической многомерной технологии были получены ответы на все интересующие нас вопросы. Но одновременно появилось некоторое замешательство, сомнение к технологии применения новых дидактических инструментов. Сможем ли мы применить столь же эффективно в практической деятельности? Одновременно с некоторой долей сомнения и с большим интересом, желанием, с ожиданием, что у нас все получиться, приступили к освоению проектирования и составлению логико-смысловых моделей.

           В основе экспериментального занятия лежит построение логико-смысловой модели по формированию обобщенного понятия «Домашняя утварь». С использованием дидактических многомерных инструментов перед нами ставились следующие задачи:

1) Сформировать  обобщенное понятие «Домашняя утварь», учить выделять существенные признаки в группу предметов и обобщать их по существенным признакам.

2) Освоить  опыт технологического проектирования логико-смысловых моделей  по теме «Домашняя утварь».

3) Учить сравнивать  предметы,  находя свойства и различия; активизировать мыслительную деятельность, разрешать проблемные ситуации.

        Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, учтены возрастные особенности и психические процессы дошкольного возраста. Продуманы логические компоненты темы «Домашняя утварь» и выделены узловые моменты.

Координата 1. Виды домашней утвари.

1 узел: чаша - ашлау

2 узел: тэпэн

3 узел: ковш

4 узел: медовница

5 узел: туесок

 Координата 2. Из чего изготавливали посуду, из какого материала?

1 узел: береста

2 узел: дерево

3 узел: кожа

Координата 3. Для чего использовалась посуда?

1 узел: для хранения соли, масла, сметаны

2 узел: для сбора ягод

3 узел: для хранения и перевозки кумыса

4 узел: для  употребления и приготовления  пищи

Координата 4. Как используется в современной жизни?

1 узел: пиала

2 узел: чашка

3 узел: тарелка

4 узел: стакан

5 узел: ложки

6 узел: половник

7 узел: горшочек

Координата 5. Материалы, которые можно использовать для изготовления туеска.

1 узел: солома

2 узел: береста

3 узел: кора

4 узел: картон

5 узел: бумага

Координата 6. Технология выполнения.

1 узел: в виде объёмной аппликации

2 узел: в виде объёмного предмета

3 узел: в виде открытки

4 узел: в виде сундучка с крышкой

Координата 7. Трудовые операции.

1 узел: сгибание

2 узел: резание

3 узел: склеивание и вклеивание

4 узел: отделка объёмных форм

Координата 8. Инструменты и оборудование.

1 узел: ножницы

2 узел: кисть

3 узел: салфетка

4 узел: клей

 

 

 ПРОВЕДЕНИЕ, ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

    Экспериментальное занятие проводилось в ДОУ № 56г. Салавата. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

     В совместной  деятельности воспитателя и детей  были составлены логико-смысловые модели по формированию конструктивных умений и навыков.

     Цель эксперимента: освоение воспитателем-экспериментатором конструкторско-технологической деятельности с использованием логико-смысловых моделей для повышения уровня конструктивных навыков детей старшего дошкольного возраста:

- наглядное конструирование  и моделирование теоретического  компонента учебного материала  на занятиях с помощью ЛСМ;

- получение новых знаний и закрепление навыков конструирования на примере развивающего занятия «Домашняя утварь».

      Проблема, решаемая в эксперименте. Система образования в современных условиях находится в противоречии между возрастающими требованиями к эффективности подготовительной деятельности преподавателя и недостаточной теоретической, инструментальной и методической обеспеченностью. Требуется новая технология обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении, а именно: применение инструментов в учебно-познавательной деятельности в частных методиках обучения, в том числе в методике трудового воспитания.

     

 

Экспериментальное занятие с применением логико-смысловой  модели на примере учебной темы «Домашняя  утварь»

              Формирование обобщённого понятия «Домашняя утварь».

           Задачи:

  1. Сформировать обобщённое понятие «Домашняя утварь», учить выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их по существенным признакам;
  2. Закрепить знание детей о  свойствах, материале, форме посуды, её назначении; учить сравнивать предметы, находя сходства и различия;
  3. Закрепление приёмов работы с бумагой.
  4. Активизировать мыслительную деятельность; развивать конструктивные способности.

5.  Продолжать прививать  интерес детей к промыслам  декоративно – прикладного искусства.

Словарная работа. Чаша –  ашлау, тэпэн, ковш, медовница, пиала, туесок.

Предварительная работа.  Беседа с детьми на тему «Жилище  башкир», посещение башкирской гостиной в ДОУ, чтение  народных башкирских сказок, рассматривание иллюстраций. 
         Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о гостеприимстве башкирского народа и национальных блюдах.   
        Каждая гостеприимная хозяйка, встречая гостей, старается создать в доме ощущение праздника, чтобы всем было приятно. Где обычно сидят гости?

        Дети. За столом. Подумайте, что  должна сделать хозяйка, чтобы  стол получился праздничным, а  приготовленные блюда выглядели  не только аппетитно, но и  красиво? Вспомните, что для  этого делают ваши мама или  бабушка. ( Предполагаемые ответы детей).

        Воспитатель. Правильно, застилают  стол нарядной скатертью и  ставят лучшую в доме посуду. Посуда бывает разная, потому  что предназначена для разных  блюд. Каждый из вас это знает  и не станет пить чай или  молоко из тарелки для супа или есть кашу из чайной чашки. А из чего делают посуду, знаете? (Предполагаемые ответы детей).

        Воспитатель. Верно. Чашки, блюдца, тарелки делают из фарфора,  стаканы, вазочки и салатницы  — из стекла и хрусталя, ложки,  вилки, кастрюли — из металла. Теперь посуду делают даже из пластмассы. А вот в старину посуду делали из дерева и бересты (березовой коры). Рассмотрите рисунки. Из нароста березы или ствола липы башкирские мастера изготовляли чаши для еды. Они назывались ашлау. В кругу семьи еду подавали в небольших чашах. Для гостей ставили более вместительные. Некоторые чаши - ашлау были такого большого размера, что могли вместить целого барана.  
     Любимый напиток кумыс подавали в специальных деревянных кадушках, которые называли тэпэн. Разливали кумыс вот такими ковшами. Кого они вам напоминают? (Предполагаемые ответы детей)

        Воспитатель. Правильно, ручка ковша напоминает головку птицы. Клюв служил крючком для подвешивания ковша. Кроме кумыса в деревянных кадушках - тэпэнах держали мед. Тэпэны украшали резьбой или росписью.     Посмотрите, какие элементы орнамента использовал мастер, расписывая этот тэпэн. Назовите их.  
      Мед подавали в специальных вазочках — медовницах, а чай — в деревянных пиалах. Скажите, чем пиала отличается от чашки?(Ответы детей).  
        Воспитатель. В каждой башкирской семье была посуда из бересты. В туесках с деревянным дном и крышкой хранили соль, масло, сметану. С кузовками и коробами ходили по ягоды. Теперь такая старинная посуда и хозяйственная утварь сохранилась лишь в немногих башкирских селениях. В основном ее можно увидеть в музее. Но современные мастера — резчики по дереву и художники стараются сохранить древнее искусство народа.    Посмотрите, какую красивую посуду делают на производственных объединениях «Агидель» и «Дружба». Как вы думаете, для чего предназначен этот набор? Правильно, для меда. Он украшен росписью по дереву. А эта вазочка, что вам напоминает? Верно, старинную медовницу.    Давайте еще раз рассмотрим старинную башкирскую посуду и повторим, как  
она называется. Чаша – ашлау, тэпэн, ковш, медовница, пиала, туесок

    Давайте теперь  попробуем изготовить предмет  старинной посуды – туесок 

      Воспитатель  вместе с детьми рассматривает  образец, поясняя какие детали, потребуются для изготовления туеска. Затем уточняет формы деталей, последовательность работы, уделяя особое внимание  наиболее трудным местам.

       Пальчиковая гимнастика.

         Работа детей.  Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

       В  конце занятия подводится итог и анализ работ.

               

 

 

 

Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ