Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ2.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

- триада  «базовые  способности»: познание, переживание,  оценка;

- триада  «описание  1»:  строение, функционирование, развитие;

- триада «описание  2»: структура, функции, параметры;

- триада «предметные  циклы»: естественный, гуманитарный, инструментальный [62].

Методологическим базисом  новых дидактических инструментов является формирующая биосоциальная  педагогика (Ф.Ш. Терегулов), установившая, что орган мышления человека может формироваться как стихийно (так он построен), так и направленно, интенсивно и управляемо в процессе образования.  Картина мира, воспринимаемого органами чувств (А.В. Брушлинский), необходима, но недостаточна для глубокого, всестороннего познания предметов.  В ней не отражается многомерность окружающего мира, не выявлены взаимодействия различных предметов, не установлены причинно-следственные связи изменений. Познавательный процесс завершается с помощью абстрактно-мысленного отражения действительности, благодаря чему происходит значительный прирост научной информации (А.М. Коршунов). Интеллект формируется не только тогда, когда деятельность дифференцируется на две фазы - фазу подготовки и фазу осуществления (А.Н. Леонтьев), но при осуществлении деятельности  на уровне явления и на уровне сущности объективной действительности. Благодаря отражению в своем сознании собственной деятельности, человек рассматривает, оценивает и планирует ее с учётом потребностей, интересов и условий,  вследствие чего возникающий идеальный образ деятельности образует внутренний план, аналогичный внешнему плану. «Содержательная рефлексия, способность к анализу, планированию, мысленному эксперименту...» является индикатором образования личности (В.В. Давыдов). Однако эффективный мысленный эксперимент, как убедительно свидетельствуют высокие образцы профессионального творчества, без опор, образов, инструментов крайне затруднителен, так как познавательная деятельность реализуется через контактные формы взаимодействия с изучаемыми объектами или их заместителями (копии, модели, схемы и т.п.). То есть первое контактное взаимодействие с изучаемым объектом должно осуществиться именно во внешнем плане и лишь, затем переноситься в конспект [52].  

Устойчивость формируемого в процессе образования органа мышления должна обеспечиваться многомерными каркасами, которые структурируют обволакивающее их информационное поле, благодаря  чему формируется компактная, свернутая многомерная модель со свойствами образа. Это дает возможность по-новому рассмотреть инструментальную поддержку функций эмпирического и теоретического мышления: первое - эмпирическое - опирается на непосредственный опыт сенсорного отражения, хранящийся в мозгу, а второе - теоретическое - опирается на образы-модели во внешнем плане, с помощью которых последующая деятельность планируется и развёртывается.     То есть образы-модели должны замещать и дополнять первичный материальный  внешний план и сенсорный образ, поддерживать процессы представления, переработки и усвоения знаний, если они не опираются исключительно на механизмы памяти [31]. 

Предназначение ДМИ - объединить образный и вербальный языки  мозга для целостного отражения  действительности в образах-моделях представления знаний. Так как образная форма отражения является генетически более ранней и, следовательно, более приоритетной, то дидактические конструкции во внешнем плане должны иметь в первую очередь образную форму. Тогда, опираясь на них мышление, сможет «осмысливать» учебный материал с помощью операций анализа и синтеза, через внешнюю и внутреннюю речь, через свертывание и развертывание информации.

               Это относится, и, прежде всего к воспитанию мышления дошкольника.

 

В воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его отвлечённости и обобщённости, вооружение детей способами использования мыслительных задач.

Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в ходе специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей и, главное, учить детей активному моделированию, т.е. самостоятельному построению и использованию наглядных моделей в разных видах деятельности.

Метод моделирования, разработанный  Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [30].

Способность к  использованию  в мышлении модельных образов, которая  начинает складываться у детей трёх – четырёх лет, становится в старшем  дошкольном возрасте основой понимания  различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщённые знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется, в частности, в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослыми, и с успехом пользуются ими.

Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие  отношения вещей и явлений, которые  они не в состоянии усвоить  на основе словесных объяснений, ни при действиях с реальными  предметами.

          При таком обучении к шести годам мышление детей приобретает высокую степень отвлечённости и обобщённости. Они умеют отделять главное от второстепенного, понимают, что все явления как-то связаны между собой и что для решения любой мыслительной задачи нужно найти ту связь, которая в данном случае существенна, и отбросить всё остальное. От этого – один шаг до овладения принципами логического мышления, которое тоже основано на отвлечении и выделении связей, но только не наглядном, а чисто словесном [44].

          В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.  
          Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).  
        В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению.      Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления [19].  
        В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др.  
         Обучение конструированию вырабатывает у детей и обобщённые  способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.  
           Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе.  
       Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного  уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний [34].  

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

                                            ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 

 Таким образом, при рассмотрении моделирования, как средства организации трудового воспитания в ДОУ, можно сделать следующие выводы. Труд обогащает жизнь дошкольника новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.

Впечатления для труда и в труде - важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего  развития личности.

Труд  полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, дает мощный импульс умственному развитию, оказывает влияние на нравственное воспитание.

Сформированные  трудовые умения и навыки служат основой  для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к  трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению успешно его завершать.

           На  сегодняшний день  в  развитии  педагогики    появляются  новые  подходы  и  взгляды  на  организацию  процесса   обучения  и  воспитания. Для повышения качества обучения  и совершенствования  образования  нужна  целенаправленная  технологизация  как   необходимый  этап  развития, через  который   проходят  все  отрасли  материального  и  духовного  производства.

           Моделирование, как средство трудового воспитания, призвано  устранить разрыв  между растущим  уровнем новых методик обучения  и их  недостаточным    инструментально-  технологическим    обеспечением.

           Необходимо  овладеть  методикой  проектирования,  основами  педагогической  деятельности,  при  которой   может  быть  проявлено  личностное  отношение:   творчество,   как  в  деятельности  преподавания,  так  и  в  деятельности  учащихся.

          В  применении  ЛСМ  и  приобретение  навыков    проектирования  отметим,  что  процесс  проектирования    упрощается, если  предварительно  конструируется  технологическая  ЛСМ,  играющая  роль  опоры.

    Предназначение  дидактических многомерных инструментов  – объединить образный и вербальный  языки мозга  для целостного    отражения  действительности в образах – моделях представления знаний.

    Дидактическая  многомерная  технология  строится  на  принципах,  отражающих  важные  закономерности  мышления  и деятельности.  Основой ДМТ служат:  орудийный,  многомерный и деятельностный  подходы.

    Логико-смысловые  модели  -  новый класс моделей представления информации  и многомерных   смысловых пространствах.  ЛСМ – комбинация  опорно-узловых каркасов  и микрооператоров,  программирующих операции  переработки информации.

    Логико-смысловые  модели  позволяют  в  компактной  форме  представить  проектируемое  занятие,  существенно  возрастает  синхронность  учебной  деятельности  в  группах,  выравнивается  качество   запоминания.

         Таким  образом, моделирование, как средство организации трудового воспитания для совершенствования трудовых знаний умений и навыков требует новые  дидактические  средства  и  инструменты  -   логико-смысловые  модели,  которые  стимулируют  творческое  воображение,  высвобождают  интеллектуальные,  психологические  и  эмоциональные  ресурсы.      

 

 

 

 

ГЛАВА  II ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ)

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ

                  Нами была проведена диагностика выявления уровня сформированности трудовых знаний умений и навыков по методике Л.В. Куцаковой.

              Цель диагностики: изучить исходный уровень развития трудовых умений и  навыков у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с детьми 5-6 лет.

           В процессе занятий по ручному труду и конструированию, были использованы такие методы исследования: наблюдения за трудом и взаимоотношениями детей при выполнении ими специально организованных трудовых заданий, индивидуальный опрос о значении труда, о правилах поведения и взаимоотношениях в процессе выполнения коллективных трудовых заданий.

Диагностика трудовых умений и навыков детей старшего                                                       дошкольного возраста.

    1. Умение ребёнка поддерживать в группе порядок и чистоту (убирает ли на место игрушки, книги, аккуратно ли содержит свои личные вещи  в шкафах для одежды).
    2. Умеет ли договориться при распределении трудовых действий. Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности.
    3. Расскажи, какой материал, и оборудование у вас есть. Как оно хранится? Кто отвечает за порядок в уголке ручного труда?
    4. Умение планировать и осуществлять работу (Что это? Сколько деталей в изделии? Из какого материала их можно изготовить? Каким способом детали соединить).
    5. Умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов в конструктивной деятельности.
    6. Как ты думаешь, что значит труд в жизни человека.

Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ