Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ2.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

    

 

         После проведения занятия с использованием логико-смысловой модели, была вновь проведена диагностика по методике Л.В. Куцаковой.  Результаты представлены в таблице №2.                                                 

                                                                                                                                                                                                            Таблица №2

Фамилия

Имя ребенка

Воз

раст

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

1

2

 

3

4

 

5

 

6

7

 

8

9

 

10

 

11

 

12

13

14

15

16

17

 

18

19

20

Андреев Семен

Михалицин Дима

Грешнов Игорь

Шарафутдинова Зульфия

Ибрагимов Тагир

Сажнева Регина

Мельцайкин Женя

Зайцев Денис

Зайнуллина Диана

Юсубуллина Алиса

Колесников Саша

Байгузин Айнур 

Сидоров Дима

Власова Алена

Лобанов Никита

Финогеева Аня

Трутнева Ангелина

Горячкин Рома

Степашин Игорь

Яркеева Юля

5,6

5,1

 

5,3

5,1

 

5,8

 

5,3

5,8

 

5,3

5,0

 

5,5

 

5,6

 

5,1

5,6

5,5

5,10

5,10

5,4

 

5,2

5,0

5,1

2

3

 

3

2

 

3

 

3

3

 

3

2

 

3

 

3

 

2

2

3

3

3

3

 

3

3

3

2

3

 

2

2

 

2

 

2

2

 

3

3

 

3

 

3

 

3

3

3

2

3

3

 

3

2

3

2

3

 

2

1

 

3

 

3

3

 

3

2

 

3

 

2

 

2

1

3

2

3

3

 

3

3

3

2

2

 

3

2

 

3

 

3

3

 

3

2

 

3

 

3

 

2

2

2

3

3

3

 

2

3

3

2

3

 

3

2

 

2

 

3

3

 

2

3

 

3

 

3

 

3

3

2

3

3

3

 

3

3

3

2

3

 

2

2

 

3

 

2

3

 

2

2

 

3

 

3

 

2

2

2

2

3

2

 

2

2

2

12

17

 

15

11

 

16

 

16

17

 

16

14

 

18

 

17

 

14

13

15

15

18

17

 

16

16

17

                   

 

 

  Из таблицы 2 видно, что после проведения занятий с использованием логико-смысловых моделей, результаты детей улучшились, а именно:

8 детей – 40% - высокий  уровень;

10 детей – 50% - средний  уровень;

2 ребёнка – 10% - низкий  уровень.

Сравнивая результаты исследования можно увидеть следующее: 

                                                                                                                                                                                           Таблица 3.

Уровни

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Высокий

5 чел.

8 чел.

Средний

10 чел.

10 чел.

Низкий

5 чел.

2 чел.


 

Сравнительный анализ результатов представлен в диаграмме.

    

       Изучая  результаты эксперимента, и сравнивая результаты диагностики, мы пришли к выводам:

-  после проведения занятий с использованием логико-смысловых моделей повысился уровень знаний и умений детей;

  • произошли изменения в мотивационной сфере, повысился интерес к занятиям;
  • изменилось психологическое, эмоциональное состояние и детей и воспитателя;
  • наглядность, представленная в виде логической модели помогает детям удерживать в памяти образованные связи, опорные слова, дети не боятся забыть информацию;
  • повышается систематичность мышления, происходит переработка информации в процессе первичного восприятия, в отличие от традиционной системы обучения
  • появилась новая положительная мотивация учения.

Дети осознанно  изучают материал, раскрывая темы во всей своей полноте. Повышаются уровни деятельности: управляемость, произвольность. Педагог при использовании логико-смысловой модели на занятии психологически комфортно настроен на учебный процесс  с детьми, не нарушается логика изучения темы. Эксперимент показал, что использование ЛСМ в отличие от традиционного занятия, помогает устанавливать связи усваиваемого материала предыдущим опытом, что приводит к овладению инструментами проектирования.

                                       

 

                                        

 

 

 

 

                                   ВЫВОДЫ ПО II  ГЛАВЕ

 

            Проектно – технологический подход как особый вид педагогического проектирования необходимый для создания образов педагогических объектов, повышения эффективности и интеграции обучающей деятельности является новым и перспективным направлением в педагогической науке и практике.

            Моделирование стимулирует творческое воображение, которое является сильным инструментом косвенного действия в творческой деятельности.

     Благодаря  моделированию, как средству организации  трудового воспитания, внутренняя  мыслительная активность дошкольника  целенаправленно развёртывается, выстраивается  в нужном объёме и содержании, с должными показателями обобщённости, детализации.

      Моделирование  включается непосредственно в  процесс обучения со специальной  педагогической задачей – раскрыть  перед обучаемыми сущность обучаемых  явлений, установить устойчивые  связи и отношения между частями  изучаемого целого и отношения последнего к более широкому кругу явлений, подвести дошкольника к надлежащим научным обобщениям.

       Моделирование,  как средство организации трудового  воспитания, позволяет решить следующие  педагогические задачи: Вызывать (или формировать) адекватные познавательные действия и операции, в процессе трудовой деятельности проявлять в плане сознания должное содержание учебного материала, осуществлять с выявленным содержанием необходимые трансформации.

    Мы пришли  к такому выводу, что разработка моделей представляет собой весьма сложную творческую задачу, связанную со способностью формировать во внутреннем плане многомерно-смысловые пространства и ориентироваться в них, выполняя поиск нестандартных решений. Но вместе с тем, именно данные модели стимулируют воображение, которые являются сильным инструментом косвенного действия в творческой деятельности.

    После составления  нескольких моделей и приобретения  определенных навыков, работа  с использованием традиционных  методов кажется уже несовершенной, неудобной, трудоемкой, тогда как ЛСМ и работа над ней дает возможность не только экономить собственное время, но и представлять материал в компактной наглядной и невероятно удобной логической форме.    Освоение дидактических инструментов как более сложных в сравнении с традиционными средствами компенсируется расширением функциональных возможностей и круга решаемых задач.

    Анализ занятия  (с использованием нового наглядного  метода ЛСМ) показал, что, несмотря  на некоторую трудность, которую испытывали дети при работе с моделью, они обнаружили более высокую мотивацию, логичность и последовательность в работе.

         Процесс овладения конструкторско-технологической деятельностью элементов технологии проектирования образовательных систем и процессов увеличивает степень унификации профессиональной деятельности и одновременно расширяет возможность личностного самовыражения и творческой вариативности.

       У каждого воспитателя есть шанс войти с той или иной педагогической технологией в третье тысячелетие.

                 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ         

     

           Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у детей – задача педагогов детского сада. Если не уделять должного значения и внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. [20].

            Моделирование, как средство организации трудового воспитания, не эксплуатируя память ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, позволяет давать дошкольнику знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, отыскать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.

           Это не только развивает самостоятельность  мышления, повышает уровень интеллектуальных  способностей, расширяет кругозор, общую осведомлённость и образованность, но и формирует способы познания. Ребёнок учится делать выводы, умозаключения на основе своих рассуждений, фантазирует. Идёт интенсивное формирование умственных способностей: наглядное мышление переходит в логическое, практическое – в творческое. Только так и не иначе должна формироваться интеллектуальная сфера дошкольника. 

             Проектно - технологический подход  в обучении снижает трудоемкость  подготовительной деятельности  педагога, повышает эффективность  обучающей деятельности.

             В то же время технологизация образования обеспечивает возможность контроля процесса усвоения знаний и хода умственного развития дошкольников в процессе обучения.

           Цель эксперимента: освоение воспитателем-экспериментатором конструкторско-технологической деятельности с использованием логико-смысловых моделей для повышения уровня конструктивных навыков детей старшего дошкольного возраста была достигнута.

            При освоении воспитателем ДМТ увеличивается творческая составляющая в деятельности педагога; высвобождаются интеллектуальные, психологические и эмоциональные ресурсы, облегчается подготовительная и обучающая деятельность воспитателя. Дидактическая многомерная технология универсальна и пригодна как для детей дошкольного возраста, так и для воспитателей.

       ЛСМ универсальны, так как любой  учебный предмет обязательно  имеет смысл и логику, позволяющие  построить модель. ЛСМ в компактной  форме позволяет представить  проектируемое занятие, а на  занятии используется в качестве  транслятора учебного материала и инструмента для координации деятельности учащегося. ЛСМ играют роль «золотого ключика», открывающего дверь в эффективное проектирование и обучение.

      Мы рекомендуем использовать моделирование, как средство организации трудового воспитания, для совершенствования образовательных систем и процессов, для развития способностей детей: воображения, гибкости мышления. В пользу  этого свидетельствует наша опытно-экспериментальная деятельность, в ходе которой, наша выдвинутая гипотеза подтвердилась.

         Действительно, с использованием логико-смысловых моделей с дошкольниками  на занятиях по трудовому воспитанию, повысился уровень трудовых умений детей.  

Как показал  наш эксперимент, использование логико-смысловой модели  позволяет воспитателю более творчески подойти к организации занятия, в малые сроки осуществить подготовку, наглядно увидеть все организационные моменты.

 

 

 

                           

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абсалямова А.А. Мультикультурное образование. Уфа, 1997.
  2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: Баш.ГПУ, 2002. – с.328.
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: 1985. – с. 85.
  4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144с.
  5. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2003. – 304с.
  6. Гасанова Р. Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.
  7. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.  Уфа, БИРО 2002. – 43с.
  8. Гризик Г.И.. Познаю мир. – М.: 2000. – с.65.
  9. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI в.? // Педагогика, 2001.№10, с.3-12.
  10. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: 1979. – с.73.
  11. Дошкольное воспитание № 1, 11 // 1983. – с.73.
  12. Дошкольное воспитание № 5 //2006.
  13. Журнал «Обруч» № 2// 2002. – с. 16.
  14. Запорожец А.В.., Маркова Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. – М.: 1976. – с.35.
  15. Зеньковский В.В. Психология детства/ Отв. Ред. И сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 336с.
  16. Коломинский Я<span class="dash041e_04

Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ