Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
Следующим направлением при решении второй задачи послужил анализ развивающей среды в группе.
Анализ развивающей среды мы проводили в той же группе детского сада.
При анализе развивающей среды в группе мы руководствовались нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов: Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.); Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. №2151 «Об утверждении и введении в действия федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Результаты проведенного анализа показали, что развивающая среда в старшей группе детского сада строится на основе общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В группе имеется разнообразный демонстрационный материал, модели, игры-головоломки, разные виды конструктора, календарь наблюдений, мозаики, пазлы, парные и разрезные картинки, материалы для экспериментирования (деревянные, металлические предметы), энциклопедии, предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.).
Из дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников в группе имеются следующие:
- «Подбери к знаку» (используется при изучении тем «Одежда», «Электроприборы», «Продукты питания»);
- развивающая игра «Поймай рыбку»;
- «Путаница» (учит находить разные предметы по контуру, классифицировать их и называть обобщающим словом);
- развивающая игра «Логические цепочки»;
- лото «Веселая арифметика»;
- игра-лото «Слова наоборот»;
- лото «Карусельки»;
- «Найди четвертый лишний-2».
В группе созданы условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.
Развивающая среда меняется в зависимости от сезона, периода обучения.
В группе создаются условия, соответствующие гармоничному развитию личности каждого ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Таким образом, ДОУ располагает большими возможностями по созданию такого педагогического условия развития мышления детей как развивающая среда, но мы считаем, что развивающая среда с позиции развития мышления детей недостаточно обогащена и может быть дополнена некоторыми элементами, которые мы изложили в параграфе 2.2. (Проект «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста»).
Для решения второй задачи мы также проанализировали план воспитательно-образовательной работы в старшей группе детского сада за февраль месяц. Целью при этом являлось выявить, какое место занимает дидактическая игра в образовательном процессе, каковы возможности воспитателя при использовании дидактических игр.
Мы выяснили, что в течение месяца в старшей группе было проведено шестнадцать дидактических игр. Из них лишь пять направлено на развитие мышления старших дошкольников. Отсюда мы видим, что развитию мышления детей посредством дидактических игр уделяется недостаточное внимание. При проведении дидактических игр на развитие мышления дошкольников не использовалась их систематизация. Игры на развитие мышления проводились во время занятий, на свободную деятельность не отведено ни одной игры. Дидактические задачи проводимых игр не всегда соответствовали программному содержанию, которое изучалось на занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности воспитателя по использованию дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников достаточно велики, но не реализуются им в полной мере. Дидактической игре на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста отводится незначительное место в образовательном процессе.
Для решения третьей задачи констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня сформированности межличностных отношений у старших дошкольников мы использовали следующие методики: наблюдение, «Два домика» (Т.Д. Марцинковская), «Одень куклу» (Е.О. Смирнова) (приложение 3).
В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение проводилось во время прогулки детей.
При проведении наблюдения необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей и степень их выраженности у каждого ребенка: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника и преобладающий эмоциональный фон. Степень выраженности каждого показателя оценивается в баллах.
Результаты проведенного наблюдения показаны в таблице 5.
Таблица 5.
Показатели, определяющие отношение ребенка к сверстнику
№ п./п. |
ФИ |
Выраженность в баллах по трем показателям | ||
Инициативность |
Чувствительность |
Эмоциональный фон | ||
1 |
Оля С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
Даша П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
Света К. |
2 |
3 |
3 |
4 |
Егор Д. |
2 |
2 |
2 |
5 |
Сева Т. |
2 |
3 |
3 |
6 |
Оля И. |
3 |
3 |
3 |
7 |
Равиль И. |
1 |
2 |
1 |
8 |
Данил К. |
2 |
3 |
3 |
9 |
Никита Г |
2 |
2 |
2 |
10 |
Таня А. |
3 |
3 |
2 |
Таким образом, по первому показателю «инициативность» мы видим следующее:
- у одного ребенка из десяти - слабая инициативность (редко проявляет активность и предпочитает следовать за сверстниками;
- у шести детей - средняя (часто проявляют инициативу, но при этом не видна настойчивость);
- у трех - высокая (активно привлекают окружающих детей к своим действиям, предлагают разные варианты взаимодействия).
По второму показателю
«чувствительность к воздействи
- у пяти детей из
десяти - средний уровень (не всегда
отвечают на предложения
- у остальных пяти детей - высокий уровень (с удовольствием откликаются на инициативу сверстников).
По показателю «эмоциональный фон»:
- у одного из десяти испытуемых наблюдается негативный эмоциональный фон;
- у пяти - нейтрально-деловой;
- у четырех - позитивный эмоциональный фон.
Из этого следует, что неразвитая потребность в общении со сверстниками присутствует у одного ребенка из десяти. Данный ребенок воспитывается в семье, которая относиться к статусу неполной. У остальных – нормальный уровень развития потребности в общении. У половины детей из испытуемых чувствительность к воздействиям сверстника на среднем уровне, у другой половины – на высоком. Способность слышать и видеть другого, реагировать на нег присутствует у всех испытуемых детей. Негативный эмоциональный фон выявлен у одного ребенка. У остальных детей преобладает нейтрально-деловой и позитивный эмоциональный фон, т.е. нормальный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику.
В качестве второго метода для выявления межличностных отношений детей со сверстниками мы использовали методику «Два домика», целью которой является исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывались картинки с двумя домиками. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Ребенок должен был определить, кого из сверстников в какой дом он бы поселил.
Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу 6.
Таблица 6.
Социометрическая таблица выборов
ФИ |
Оля С. |
Даша П. |
Света К. |
Егор Д. |
Сева Т. |
Оля И. |
Равиль И. |
Данил К. |
Никита Г. |
Таня А. |
Оля С. |
+ |
+ |
_ |
+ | ||||||
Даша П. |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ | |||||
Света К. |
+ |
+ |
||||||||
Егор Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Сева Т. |
+ |
+ |
||||||||
Оля И. |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Равиль И. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Данил К. |
+ |
+ |
_ |
+ |
||||||
Никита Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ | |||||
Таня А. |
+ |
+ |
_ |
Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и отрицательные выборы, нашли и подсчитали взаимные выборы. При анализе и интерпретации результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Рассмотрим сравнительный анализ результатов методики «Два домика»:
- количество положительных выборов равно 30 выборам;
- количество отрицательных выборов - 5 выборам;
- количество взаимных положитель
А именно:
- по два положительных выбора получили трое детей;
- по три положительных выбора - четверо детей;
- по четыре положительных выбора - у троих детей;
- у пятерых детей - по одному отрицательному выбору.
Старшие дошкольники, выступавшие в качестве испытуемых, намного чаще делают положительные выборы по отношению друг к другу, нежели отрицательные, очевидно преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
При анализе результатов методики важным показателем является взаимность выборов детей. Все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы.
Из этого следует, что данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
Далее при выявлении уровня сформированности межличностных отношений детей мы использовали методику «Одень куклу».
Всех детей, выступавших в роли испытуемых, мы разделили на две подгруппы по пять человек.
Каждый ребенок должен нарядить бумажную куклу. При этом все детали одежды перепутаны. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. По окончании работы взрослый оценивает каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
При обработке данных учитываются следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника, характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
Результаты методики показаны в таблице 7.
Таблица 7.
Шкала показателей поведения детей
Показатели поведения детей |
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника |
Характер участия в действиях сверстника |
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику |
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения |
ФИ | ||||
Оля С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
Даша П. |
2 |
2 |
3 |
3 |
Света К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
Егор Д. |
2 |
3 |
2 |
2 |
Сева Т. |
3 |
2 |
3 |
1 |
Оля И. |
3 |
2 |
3 |
2 |
Равиль И. |
3 |
3 |
3 |
2 |
Данил К. |
3 |
1 |
2 |
3 |
Никита Г. |
2 |
3 |
3 |
1 |
Таня А. |
3 |
3 |
3 |
2 |
Таким образом, по первому показателю «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» наблюдается:
- у шести детей - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника;
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста