Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
- у четырех - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника.
Это характеризует интерес к сверстнику, обостренную чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему.
По второму показателю «Характер участия в действиях сверстника» наблюдается:
- у шести детей - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает);
- у трех - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
- у одного - негативные оценки (ругает, насмехается).
То есть одновременно наблюдается окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).
По третьему показателю «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику»:
- у семерых детей - адекватная реакция - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Дети способны к сопереживанию и сорадованию;
- у трех детей - частично адекватная реакция - согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого.
По четвертому показателю «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения»:
- у четырех детей - безусловная помощь - ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает как партнер;
- у четырех - прагматическая помощь - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами;
- у двоих детей - провокационная помощь - дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали.
Сравнительное соотношение результатов по данной методике показано на Рис. 2.
Рис.2 Соотношение результатов по каждому показателю
Таким образом, на основе данной методики можно сделать вывод, что у большинства исследуемых детей по каждому показателю преобладает самый высокий уровень, что свидетельствует о положительном эмоциональном настрое детей по отношению друг к другу, готовности откликнуться, прийти на помощь, эмпатийности.
На основе проведенного нами исследования, сделаем выводы:
Результаты методики «Что здесь лишнее?» показали, что 53,3% испытуемых детей имеют средний уровень развития мышления. 46,7% приходится на высокий уровень. По результатам методики «Раздели на группы» 80% детей со средним уровнем развития мышления. На высокий уровень приходится 20% детей. По результатам задания на умение моделировать объект высокий уровень показали 46,7% детей, средний – 40%, ниже среднего – 13,3%.
2.2. Проект «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обоснование проекта:
Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания. Учитывая обучающую роль игры, задача взрослого состоит в том, чтобы направить игровое поведение ребёнка в нужное русло, создать условия, в которых бы ребёнок гармонично развивался играя. Необходимо подбирать такие игры, которые будут развивать в ребёнке определённые положительные качества, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из важнейших педагогических задач - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду.
Основным показателем готовности ребенка к школе является общение. В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажные задачи педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Межличностные отношения дошкольников со сверстниками должны способствовать умственному развитию.
Основную часть дня ребенок проводит в ДОУ. Поэтому ДОУ должно обеспечить полноценное развитие каждого ребенка. Педагоги детского сада должны создавать психолого-педагогические условия, необходимые для развития мышления старших дошкольников. Иными словами, ДОУ должно располагать потенциальными возможностями для развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи:
Целью данного проекта является моделирование психолого-педагогических условий для развития мышления детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста, а также возможностей ДОУ по развитию мышления старших дошкольников.
Задачи:
Участники проекта:
Основные направления реализации:
Для совершенствования такого педагогического условия развития мышления как дидактическая игра, мы подобрали комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы нами в комплекс занятий (приложение 4).
Длительность одного занятия 25 минут. Периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю. В занятия включены задания на замещение предметов, на анализ строения предметов и на выделение пространственных отношений.
Систематическое участие в решении умственных задач стимулирует познавательные интересы детей, изменяет их отношение к занятиям и, особенно к заданиям, предлагавшимся вне занятий, во время игр. Каждая игра на занятии проигрывается по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий. На первом занятии дети знакомятся с первыми двумя играми, дается каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры, и предлагается одна новая.
Игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования.
Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи, конструированию в любой части занятия и вне занятий. Подобранные нами игры и упражнения могут проводиться по подгруппам, состоящим из 2-7 детей. Взрослый должен объяснить условия и правила игры, раздать материал. Во время детской игры взрослому необходимо наблюдать за действиями детей и при необходимости вмешиваться в ход игры, оказывая помощь. Рекомендованные задания имеют игровую форму или предлагаются в виде интересных упражнений. Они могут быть предъявлены без предварительного обучения.
Вторым направлением проекта является совершенствование организации развивающей среды старшей группы детского сада. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.
Учитывая принципы построения развивающей среды и то, что ведущим видом деятельности является игра, можно создать развивающее пространство в группе - определенные зоны (центры).
Рисование оказывает стимулирующее влияние на развитие мыслительной деятельности детей. Не только показываемая картинка, но и собственный рисунок стимулирует мыслительную деятельность. Стимулирующее влияние рисования на возникновение новых ассоциаций, т. е. на протекание мыслительной деятельности, отчетливо видно у детей и в старшем возрасте. Мыслительная деятельность активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Рисунок – наглядная основа, которая облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Наглядность, образность и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.
Особое место отводится лепке. Когда ребенок лепит, совершенствуются мелкие движения, идет развитие мелкой моторики. И как следствие, улучшается мышление. Лепка положительно сказывается на нервной системе ребенка, успокаивая шумных и возбудимых детей.
Занятия аппликацией очень полезны для детей. Необходимость работать с мелкими деталями, вырезать элементы, раскладывать и наклеивать их улучшает мелкую моторику детей. Огромное влияние аппликация оказывает и на развитие умственных способностей ребенка. Во время занятий аппликацией дети знакомятся с понятием цвета, формы, величины, учатся находить одинаковые и разные детали. Кроме того, дети учатся творчески подходить к созданию своих работ, развивают воображение, учатся выделать главное из множества объектов и видеть целое, состоящее из деталей.
Оборудование центра:
- зона рисования:
Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили; фоны разного цвета, размера и формы; краски и другой изобразительный материал (гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т.д.); кисти разных размеров; подставки для кисточек; стаканчики для воды; бумага, картон, ватман; салфетки для кисточек; палитры для кисточек, палитры для смешения красок; вата для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому»; энциклопедии по изобразительной деятельности; схемы последовательного рисования предмета; книжки-раскраски с образцами; альбомы для рассматривания «Гжель», «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись»; инвентарь для уборки рабочего места (ведро для мусора, тазик, тряпочки).
- зона лепки:
Глина (влажная в закрытом контейнере – готовая для работы); скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки); холст, скалка для раскатывания глины, доска для лепки, палочки; стаканчики для воды; каркасы для лепки; салфетки для рук; инвентарь для уборки (тазик, тряпочки); сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).
- зона аппликации:
Иллюстративный материал по ближайшей теме; фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои); бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги; сопутствующий материал (накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики); подставки для кистей, кисти, клеёночки; салфетки для разглаживания деталей и для рук; ножницы на подставке; ведро или тазик для обрезков, клей в закрытой баночке; инвентарь для уборки (сметки, тряпочки, ведро, совок, швабра или веник).
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста