Таким образом, воспитатель
несет большую ответственность при организации
условий для развития мышления дошкольников.
Очень важно соблюдать все условия и рекомендации
для более эффективного результата.
Выводы по второй
главе
Таким образом, из данной главы
следует:
- На основе проведенного исследования
в констатирующем этапе эксперимента
можно полагать, что у детей старшей группы детского
сада, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается нормальное развитие мышления, соответствующее возрасту.
- Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем
группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но
требуются некоторые дополнения. Проведенное методики на выявление межличностных отношений показали, что
в группе преобладает позитивный эмоциональный
настрой по отношению к сверстнику и благоприятная
обстановка, располагающая к формированию
гуманных межличностных отношений между
детьми.
- В разработанном нами проекте «Развития мышления детей старшего дошкольного
возраста» мы смоделировали психолого-педагогические
условия с целью повышения уровня развития
мышления детей, а также возможностей
ДОУ по развитию мышления старших дошкольников.
- В поисковом этапе эксперимента
мы провели семинар-практикум с педагогами
детского сада, где представили наш проект
с целью оценки его эффективности. Семинар-практикум
показал, что проект целесообразно использовать
в практике ДОУ при решении задач развития
мышления старших дошкольников.
- Для повышения уровня развития
мышления старших дошкольников необходимо
опираться на методические рекомендации,
в частности на материал, представленный нами в проекте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена
достаточно глубоко и в полном объеме
по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать
следующие выводы:
Мышление на каждом возрастном
этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте
процессу развития мышления детей необходимо
уделять особое внимание, так как именно
в этом возрасте ребенок постепенно переходит
к новой ведущей деятельности – учебной.
В литературе мышление трактуется по-разному.
Развитие мышления ребенка происходит
в ходе его предметной деятельности и
общения, освоения общественного опыта.
Для развития мышления у ребенка определяющую
роль играет целенаправленное обучение
в игре, правильно организованной развивающей
среде и благоприятном микроклимате в
окружении сверстников. Дидактическая
игра содержит в себе большие возможности
для развития умственной деятельности
детей, для развития самостоятельности
и активности их мышления. Решение задач
развития мышления дошкольников невозможно
без создания современной предметно-развивающей
среды. Важнейшим требованием к среде
является учет особенностей развития
всех видов детской деятельности. Сформированность
межличностных отношений представляет
собой фактор развития других показателей
готовности к школьному обучению. Поэтому
создание благоприятного микроклимата
в группе детского сада, гуманизация отношений
между детьми – особое условие развития
мышления старших дошкольников.
- В результате проведенного констатирующего
этапа эксперимента мы выявили, что у детей старшей группы
детского сада, выступавших в качестве
испытуемых, наблюдается нормальное развитие
мышления, соответствующее возрасту. Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем
группы, анализ плана работы показали,
что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития
каждого ребенка, но требуются некоторые
дополнения в развивающей среде с позиции
развития мышления старших дошкольников. Проведенные методики на выявление
межличностных отношений показали, что
в группе преобладает позитивный эмоциональный
настрой по отношению к сверстнику и благоприятная
обстановка, располагающая к формированию
гуманных межличностных отношений между
детьми.
- С целью повышения уровня развития мышления старших дошкольников, мы смоделировали психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста, которые отразили в разработанном нами проекте «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста». В проекте мы подобрали систему дидактических игр по развитию мышления, внесли дополнения в развивающую среду группы, предложили методы по формированию гуманных межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками.
- В поисковом этапе эксперимента мы провели
семинар-практикум с педагогами детского
сада, где представили наш проект с целью
оценки его эффективности. Семинар-практикум
показал, что проект целесообразно использовать
в практике ДОУ при решении задач развития
мышления старших дошкольников.
- Для повышения уровня развития
мышления старших дошкольников необходимо
опираться на методические рекомендации,
в частности на материал, представленный
нами в проекте. Необходимо чтобы даже при нормальном
уровне развития мышления дети не потеряли интерес к познанию.
ДОУ должно обеспечивать все необходимые
условия для этого.
Таким образом, все стоящие
перед нами задачи исследования решены.
В дальнейшей перспективе - апробация проекта «Развития
мышления детей старшего дошкольного
возраста» в практике работы ДОУ в полном
объеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических
игр: учебно-методическое пособие / Л.В. Алабина. - М., 2003.
- Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у
детей / Б.Г. Ананьев. - М., 2004. - 313 с.
- Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.
- Артамонова, О. Предметно-пространственная
среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
- Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского
сада /А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 2005. - 218 с.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: « Просвещение», 1991. - 160 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические
труды / А.В. Брушлинский. - М.: « Модек», 2003.
- Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических
игр / В.М. Букатов. - М.: МПСИ, « Флинта», 2003.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валон. - М., 2007. - 303 с.
- Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев. - М., 1980.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения
по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер. - М.: « Просвещение», 1989. - 127 с.
- Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 54-61.
- Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М.: «Просвещение», 2004. - 190 с.
- Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова.
- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования:
в 2 т. Т. 1. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1956.
- Галигузова, Л.Н. Как помочь
наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113; С. 118-120.
- Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
- Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене. - М., 2006. - 311 с.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М., 2003.
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение
/ Р.И. Жуковская. - М., 2004. - 260 с.
- Запорожец, А.В. Избранные психологические
труды в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М., 2006. - 516 с.
- Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством диалектических наглядных схем на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова //Мир психологии. - 2003. - № 3. - С. 174-181.
- Истратова, О.Н. Психологическое
тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317 с.
- Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском
саду / Р.Р. Калинина. - М.: «Речь», 2003.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 1998.
- Коломенский, Я. Л. Детская психология / Я.Л. Коломенский. - Мн. «Университетское», 1988. - 223 с.
- Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. – Минск: «Университетское», 1984. - 239 с.
- Коноваленко, С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. / С.В. Коноваленко. - М.: « Гном и Д», 2003.
- Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. - М., 2005. - 189 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики
/ А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 323 с.
- Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - №1.
- Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.- СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
- Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения
Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1.
- Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального,
художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая. - «Гном-Пресс», 2005.
- Маркова, Т.А. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского
сада / Т.А. Маркова. - М.: «Просвещение», 1982. - 128 с.
- Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
- Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства
и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.
- Михайленко, Н.Я., Педагогические принципы организации
сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. -2007. - №4.
- Мухина, В.С. Детская практическая психология / В.С.
Мухина. - М.: «Просвещение», 1985.
- Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2005. - 420 с.
- Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- Немов, Р. С. Практическая психология: пособие для уч-ся. / Р.С. Немов. - М.: «Владос», 1999.
- Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М., 2007. - 554 с.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая
среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
- Обухова, Л.Ф. Теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / Л.Ф. Обухова // М.: «Гардарики», 2001.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Степкиной. - М.:
Педагогика, 2006.
- Педагогический словарь / Под ред. И.М.Кантора. - М., 2005. - 677 с.
- Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина. - М., 2003. - 211 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов
/ И.П. Подласый. - М., 1999.
- Поливанова, К.Н. Развитие общения
дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
- Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова. - М.: «Педагогика», 2003. - 313 с.
- Реан, А.А. Психология детства. Тесты / А.А. Реан. – М., 2004.
- Репина, Т.А. Отношение между
сверстниками в группе детского сада / Т.А Репина. - М.: Педагогика, 1978.
- Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические
труды: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М, 2005. - 342 с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ Е.О. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
- Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России:
сборник действующих нормативно-правовых
документов и научно-методических материалов / Р.Б. Стеркина // М.: «Издательство АСТ», 1997.
- Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей
/ Ю.Г. Тамберг. - СПб., 2000.
- Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: «Академия», 2002.
- Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании
и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976 г.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304 с.
- Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред.: А.В.Запорожец. - М., 2006. - 342 с.
- Флерина, Е.А. Игра и игрушки / Е.А. Флерина. - М., 2003. - 300 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 243 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 204 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология:
учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Д.Б. Эльконин.
- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- 384 с.
- Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. - 207 с.
- Философия: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред.: Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание методик на определение уровня развития
мышления старших дошкольников:
- Методика «Что здесь лишнее?»:
Методика предназначена для детей от
5 до 6 лет.
Цель: исследование процесса образно-логического мышления, умственных операций
анализа и обобщения у ребенка.
В методике детям предлагается серия
картинок, на которых представлены разные
предметы.
Инструкция: «На каждой из этих картинок
один из четырех изображенных на ней предметов
является лишним. Внимательно посмотри
на картинки и определи, какой предмет
и почему является лишним».
Исследование проводится с каждым ребенком
индивидуально. На решение задачи отводится
3 минуты.
- Методика «Раздели на группы»:
Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель данной методики: оценка образно-логического мышления
ребенка.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели
представленные на ней фигуры на как можно
большее число групп. В каждую такую группу
должны входить фигуры, выделяемые по
одному общему для них признаку. Назови
все фигуры, входящие в каждую из выделенных
групп, и тот признак, по которому они выделены».
Оценка результатов по обеим методикам следующая:
Оценки даются в баллах в зависимости
от скорости и качества (точности) выполнения задания.
10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним
задачу за время, меньшее, чем 1 минута.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время
от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок решил задачу за время от 1,5
до 2 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0
до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5
мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития мышления ребенка:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
- балл - очень низкий.
- Задание на изучение умения моделировать объект:
Подготовка исследования:
Подготовить карточки-образцы
и вырезанные из бумаги геометрические
фигуры разной конфигурации и
величины, соответствующие и не соответствующие образцам.
Инструкция: Ребенку 5-6 лет по одному показывают
образцы и просят сделать такую же картинку
из геометрических фигур. Взрослый предлагает
ему рассмотреть образец и расчленить
изображение в соответствии с имеющимися
геометрическими фигурами (нарисовать,
где будет расположена каждая из них).
После выполнения задания ребенка просят
выложить изображение, а затем проверить
правильность расчленения образца.
Обработка данных:
На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с уровнями
выполнения задания.
1 уровень: ребенок выполняет задание на расчленение
изображения и его моделирование почти
без ошибок (допускаются одна-две ошибки).
Самостоятельно замечает и исправляет
ошибки. Изображение полностью соответствует
образу по форме и величине деталей.
2 уровень: при расчленении образца ребенок допускает
много ошибок
или выполняет данное задание после того,
как смоделирует объект из геометрических
фигур. Модель соответствует образцу в
большинстве деталей. Ошибки ребенок замечает
и исправляет сам или с небольшой помощью
взрослого.
3 уровень: ребенок не справляется с заданием на
расчленение образца, но при выполнении
задания на моделирование получает объект,
соответствующий образцу в основных деталях
и их расположении. Ошибки замечает и исправляет
только с помощью взрослого или вообще
их не замечает.
4 уровень: ребенок не справляется ни с заданием
на расчленение образца, ни с задачей смоделировать
объект.
Подсчитывают количество детей, соответствующих каждому
из уровней, и делают вывод о развитии
у них мыслительной операции анализа и
моделирования.
По рекомендации, приведенной в методике
исследования развития уровня мышления
у старших дошкольников, исследование
проводилось индивидуально.
Приложение 2
Вопросы к беседе с воспитателем:
- Считаете ли вы важным организацию предметно-развивающей
среды и предметной среды в группе детского
сада?
- Необходимо ли все игрушки и предметы
обстановки предлагать ребенку для свободного
пользования во время самостоятельных игр? Почему?
- Какие предметы вы считаете обязательными
для организации предметно-развивающей
среды в группе детского сада?
- Играете ли вы совместно с детьми?
- В какое время дети могут играть в дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры?
- Обращаются ли дети к вам за советом по поводу игры?
- Какие методы и приемы вы используете
при организации игровой деятельности
детей?
- Какова, по вашему мнению, степень самостоятельности
детей данной группы при выборе замысла
и постановке игровых задач?
- Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
- Как долго дети взаимодействуют в игре?
Приложение 3
Методики на выявление уровня
сформированности межличностных отношений
у старших дошкольников:
Описание метода наблюдения:
Необходимо обращать
внимание на следующие показатели поведения
детей:
- инициативность - отражает
желание ребенка привлечь к себе внимание
сверстника, побудить к совместной деятельности,
к выражению отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение;
- чувствительность
к воздействиям сверстника - отражает
желание и готовность ребенка воспринять
его действия и откликнуться на предложения,
проявляется в ответных на обращения сверстника
действиях ребенка, в чередовании инициативных
и ответных действий, в согласованности
собственных действий с действиями другого,
в умении замечать пожелания и настроения
сверстника и подстраиваться под него;
- преобладающий эмоциональный
фон - проявляется в эмоциональной окраске
взаимодействия ребенка со сверстниками:
позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
По приведенной ниже
схеме отмечается наличие данных показателей
и степень их выраженности у каждого ребенка.
Таблица 8
Шкалы оценки параметров
и показателей
Критерии оценки параметров |
Выраженность в баллах |
Инициативность: |
|
- отсутствует: ребенок
не проявляет никакой активности, играет
в одиночестве или пассивно следует за
другими; |
0 |
- слабая: ребенок крайне
редко проявляет активность и предпочитает
следовать за другими детьми; |
1 |
|
|
Продолжение таблицы 8
- средняя: ребенок часто
проявляет инициативу, однако он не бывает
настойчивым; |
2 |
- высокая: ребенок активно
привлекает окружающих детей к своим действиям
и предлагает различные варианты взаимодействия. |
3 |
Чувствительность
к воздействиям сверстника: |
- отсутствует: ребенок
вообще не отвечает на предложения сверстников; |
0 |
- слабая: ребенок лишь
в редких случаях реагирует на инициативу
сверстников, предпочитая индивидуальную
игру; |
1 |
- средняя: ребенок не
всегда отвечает на предложения сверстников; |
2 |
- высокая: ребенок с
удовольствием откликается на инициативу
сверстников, активно подхватывает их
идеи и действия. |
3 |
Преобладающий эмоциональный
фон: |
- негативный;
- нейтрально-деловой;
- позитивный |
1
2
3 |