Мышление у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воспитатель несет большую ответственность при организации условий для развития мышления дошкольников. Очень важно соблюдать все условия и рекомендации для более эффективного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Таким образом, из данной главы следует:

  1. На основе проведенного исследования в констатирующем этапе эксперимента можно полагать, что у детей старшей группы детского сада, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается нормальное развитие мышления, соответствующее возрасту.
  2. Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но требуются некоторые дополнения. Проведенное методики на выявление межличностных отношений показали, что в группе преобладает позитивный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику и благоприятная обстановка, располагающая к формированию гуманных межличностных отношений между детьми.
  3. В разработанном нами проекте «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста» мы смоделировали психолого-педагогические условия с целью повышения уровня развития мышления детей, а также возможностей ДОУ по развитию мышления старших дошкольников.
  4. В поисковом этапе эксперимента мы провели семинар-практикум с педагогами детского сада, где представили наш проект с целью оценки его эффективности. Семинар-практикум показал, что проект целесообразно использовать в практике ДОУ при решении задач развития мышления старших дошкольников.
  5. Для повышения уровня развития мышления старших дошкольников необходимо опираться на методические рекомендации, в частности на материал, представленный нами в проекте.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена достаточно глубоко и в полном объеме по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит  к новой ведущей деятельности – учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение в игре, правильно организованной развивающей среде и благоприятном микроклимате в окружении сверстников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. Решение задач развития мышления дошкольников невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Сформированность межличностных отношений представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению. Поэтому создание благоприятного микроклимата в группе детского сада, гуманизация отношений между детьми – особое условие развития мышления старших дошкольников.

  1. В результате проведенного констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что у детей старшей группы детского сада, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается нормальное развитие мышления, соответствующее возрасту. Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но требуются некоторые дополнения в развивающей среде с позиции развития мышления старших дошкольников. Проведенные методики на выявление межличностных отношений показали, что в группе преобладает позитивный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику и благоприятная обстановка, располагающая к формированию гуманных межличностных отношений между детьми.
  2. С целью повышения уровня развития мышления старших дошкольников, мы смоделировали психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста, которые отразили в разработанном нами проекте «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста». В проекте мы подобрали систему дидактических игр по развитию мышления, внесли дополнения в развивающую среду группы, предложили методы по формированию гуманных межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками.
  3. В поисковом этапе эксперимента мы провели семинар-практикум с педагогами детского сада, где представили наш проект с целью оценки его эффективности. Семинар-практикум показал, что проект целесообразно использовать в практике ДОУ при решении задач развития мышления старших дошкольников.
  4. Для повышения уровня развития мышления старших дошкольников необходимо опираться на методические рекомендации, в частности на материал, представленный нами в проекте. Необходимо чтобы даже при нормальном уровне развития мышления дети не потеряли интерес к познанию. ДОУ должно обеспечивать все необходимые условия для этого.

Таким образом, все стоящие перед нами задачи исследования решены. В дальнейшей перспективе - апробация проекта «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста» в практике работы ДОУ в полном объеме.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л.В. Алабина.  -  М., 2003.
  2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. - М., 2004. - 313 с.
  3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.
  4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 2005. - 218 с.
  6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко.  -  М.: « Просвещение», 1991. - 160 с.
  7. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский.  - М.: « Модек», 2003.
  8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов.  - М.: МПСИ, « Флинта», 2003.
  9. Валлон,  А. Психическое развитие ребенка / А. Валон. - М., 2007. - 303 с.
  10. Васильев, И.А.  Эмоции и мышление / И.А. Васильев.  - М., 1980.
  11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер. - М.: « Просвещение», 1989. - 127 с.
  12. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 54-61.
  13. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М.: «Просвещение», 2004. - 190 с.
  14. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.
  15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
  16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: в 2 т. Т. 1. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1956.
  17. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113; С. 118-120.
  18. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
  19. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене. - М., 2006. - 311 с.
  20. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М., 2003.
  21. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 2004. - 260 с.
  22. Запорожец, А.В.  Избранные психологические труды в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М., 2006. - 516 с.
  23. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством диалектических наглядных схем на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова //Мир психологии.  - 2003. - № 3. - С. 174-181.
  24. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317 с.
  25. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина.  - М.:  «Речь», 2003.
  26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 1998.
  27. Коломенский, Я. Л. Детская психология / Я.Л. Коломенский. - Мн. «Университетское», 1988. - 223 с.
  28. Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. – Минск: «Университетское», 1984. - 239 с.
  29. Коноваленко, С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. / С.В. Коноваленко.  - М.: « Гном и Д», 2003.
  30. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. - М., 2005. - 189 с.
  31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 323 с.
  32. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - №1.
  33. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7.
  34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
  35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.- СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
  36. Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1.
  37. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая. - «Гном-Пресс», 2005.
  38. Маркова, Т.А. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Т.А. Маркова.  - М.: «Просвещение», 1982. - 128 с.
  39. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
  40. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
  41. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.
  42. Михайленко, Н.Я., Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. -2007. - №4.
  43. Мухина, В.С. Детская практическая психология / В.С. Мухина. - М.: «Просвещение», 1985.
  44. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2005. - 420 с.
  45. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2005.
  46. Немов, Р. С. Практическая психология: пособие для уч-ся. / Р.С. Немов. -  М.: «Владос», 1999.
  47. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М., 2007. - 554 с.
  48. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  49. Обухова, Л.Ф. Теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / Л.Ф. Обухова // М.: «Гардарики», 2001.
  50. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Степкиной. - М.: Педагогика, 2006.
  51. Педагогический словарь / Под ред. И.М.Кантора. - М., 2005. - 677 с.
  52. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина. - М., 2003. - 211 с.
  53. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М., 1999.
  54. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
  55. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: «Педагогика», 2003. - 313 с.
  56. Реан, А.А. Психология детства. Тесты / А.А. Реан. – М., 2004.
  57. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А Репина. - М.: Педагогика, 1978.
  58. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М, 2005. - 342 с.
  59. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
  60. Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Р.Б. Стеркина // М.: «Издательство АСТ», 1997.
  61. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю.Г. Тамберг. - СПб., 2000.
  62. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: «Академия», 2002.
  63. Удальцова,  Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976 г.
  64. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  65. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304 с.
  66. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред.: А.В.Запорожец. - М., 2006. - 342 с.
  67. Флерина, Е.А. Игра и игрушки / Е.А. Флерина. - М., 2003. - 300 с.
  68. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 243 с.
  69. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 204 с.
  70. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
  71. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. - 207 с.
  72. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред.: Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Описание методик на определение уровня развития мышления старших дошкольников:

  1. Методика «Что здесь лишнее?»:

Методика предназначена для детей от 5 до 6 лет.

Цель: исследование процесса образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. На решение задачи отводится 3 минуты.

  1. Методика «Раздели на группы»:

Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель данной методики: оценка образно-логического мышления ребенка.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

Оценка результатов по обеим методикам следующая:

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 минута.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок решил задачу за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития мышления ребенка:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

    1. балл - очень низкий.
  1. Задание на изучение умения моделировать объект:

Подготовка исследования:

 Подготовить карточки-образцы  и вырезанные из бумаги геометрические  фигуры разной конфигурации и  величины, соответствующие и не соответствующие образцам.

Инструкция: Ребенку 5-6 лет по одному показывают образцы и просят сделать такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает ему рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них). После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность расчленения образца.

Обработка данных:

На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с уровнями выполнения задания.

1 уровень: ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускаются одна-две ошибки). Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей.

2 уровень: при расчленении образца ребенок допускает много ошибок                       или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки ребенок замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень: ребенок не справляется с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

4 уровень: ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект.

Подсчитывают количество детей, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования.

По рекомендации, приведенной в методике исследования развития уровня мышления у старших дошкольников, исследование проводилось индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Вопросы к беседе с воспитателем:

  1. Считаете ли вы важным организацию предметно-развивающей среды и предметной среды в группе детского сада?
  2. Необходимо ли все игрушки и предметы обстановки предлагать ребенку для свободного пользования во время самостоятельных игр? Почему?
  3. Какие предметы вы считаете обязательными для организации предметно-развивающей среды в группе детского сада?
  4. Играете ли вы совместно с детьми?
  5. В какое время дети могут играть в дидактические игры, сюжетно-ролевые игры?
  6. Обращаются ли дети к вам за советом по поводу игры?
  7. Какие методы и приемы вы используете при организации игровой деятельности детей?
  8. Какова, по вашему мнению, степень самостоятельности детей данной группы при выборе замысла и постановке игровых задач?
  9. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
  10. Как долго дети взаимодействуют в игре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методики на выявление уровня сформированности межличностных отношений у старших дошкольников:

Описание метода наблюдения:

Необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

- инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

- чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения, проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

- преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

По приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого ребенка.

Таблица 8

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность:

 

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

0

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

1

   

 

Продолжение таблицы 8

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

- высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

3

Чувствительность к воздействиям сверстника:

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

0

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

3

Преобладающий эмоциональный фон:

- негативный;

- нейтрально-деловой;

- позитивный

1

2

3

Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста