Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
Основные педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
Уделяя особое внимание предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру, производится обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствовать укреплению и закаливанию их организма.
При организации развивающей среды в группе детского сада необходим подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учётом их возраста и интересов.
Игрушки и материалы, которые
приобретаются для ребёнка, должны быть
безопасными для физического здоровья
и отвечать требованиям Госстандарта
России и Госсанэпиднадзора России, иметь
сертификат соответствия, выданный службами
Госстандарта России,
санитарно-эпидемиологического заключения.
Недопустимо приобретать игрушки и материалы
у случайных людей и в несанкционированных
торговых точках.
Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
Вновь приобретённые игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой.
Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребёнка, всестороннее развитие ребёнка и иметь такие качества как полифункциональность, дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей), эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребёнка), соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка.
Применяемое в игровой зоне
оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
В игровой зоне не должно быть захламлённости,
избытка игрушек и материалов. Желательно
иметь игрушки и материалы для различных
видов деятельности: игровой, познавательно-
Развивающая среда ребёнка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребёнка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
Таким образом:
1.4. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте
В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [59].
Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу [30].
Ж.Пиаже в 30-х годах привлек внимание детских психологов к взаимоотношениям сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка. В некоторых работах отечественных психологов содержатся попытки выявить качественную специфику взаимоотношений со сверстниками и определить их роль для становления личности ребенка [34].
Потребность во взаимодействии с другими детьми возникает на третьем году.
Межличностные отношения детей строятся на их общении друг с другом.
Можно выделить три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников (2-7 лет) [34].
Первая это - эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (второй и четвертый годы жизни ребенка). Вторая - ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (4-6 лет) и третья форма - внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет).
Рассмотрим вторую и третью формы общения.
В ситуативно-деловой форме, контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Потребность в игровом сотрудничестве определяется в деловых мотивах общения детей. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей в процессе их занятий: игры, выполнения бытовых работ и прочее. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки, свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе. Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас и здесь» - вот что принимает в расчет ребенок.
В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Это достигает максимальной яркости и приобретает форму специфического феномена «невидимого зеркала». Но невидимость сверстника в дошкольном возрасте сочетается с ревнивым и пристрастным интересом ко всему, что тот делает. Обычно дошкольникам свойственно особая манера поведения - склонностью к конкуренции. Для общения между собой дошкольники используют все три категории средств: выразительные, изобразительные и знаковые.
Ситуативно-деловое общение сверстников благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле этого слова. Неблагополучие в сфере общения со сверстниками мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно.
Внеситуативно-деловая форма общения складывается в самом конце дошкольного возраста (6-7 лет). Она наблюдается у немногих детей. Но в то же время тенденции к ее развитию намечаются довольно ясно и элементы формирующего контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Неуклонно растет у детей число внеситуативных контактов. Увеличивается и отдаленность общения со сверстниками от совместной предметно-практической деятельности. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда соперничества. Сотрудничество носит практический характер - оно развертывается по форме совместной игровой деятельности детей. Сильно изменяется сама игра. На смену представлениям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Игры с правилами служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми, помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил, подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые человек имеет перед всеми другими и перед собой. Сохраняя свою непринужденность, необязательность, игры с правилами приобретают целенаправленность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договариваться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Свойства, ради которых дошкольник обращается к товарищам, - это в основном их деловые качества. Контакты рождаются в коллективной игре и в нее же проецируются. Но ведущий мотив на этом этапе общения сверстников заметно видоизменяется. Его главное преобразование связано с преодолением ситуативности.
Складывается во многом уже внеситуативный устойчивый образ товарища. Между старшими дошкольниками возникает привязанность, появляются первые ростки дружбы между сверстниками - умение видеть в партнере его лучшие качества, с горячностью о них рассказывать другим людям, убеждая их в достоинствах своего друга. Развитие представления детей о сверстниках имеют и вторую сторону - уяснения образа «Я», причем наибольшей точности дети добиваются в осознании своих практических умений. Конечно, контакты между детьми 6-7 лет отнюдь не ограничиваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют на познавательные и на личностные темы. Деловые мотивы - далеко не единственные поводы для общения.
В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе.
Взаимодействие ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника: ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении.
В игровой деятельности развиваются отношения: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. Межличностные отношения развиваются, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Основное стремление некоторых дошкольников - жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности.
К 6-7 годам старший дошкольник переходит к учебной деятельности. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.
Как было сказано выше, межличностные отношения не возможны без общения. Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Выводы по первой главе
Таким образом, теоретический анализ исследований, анализ литературы по интересующей нас проблеме, позволил сделать следующие выводы:
Мышление классифицируется по разным признакам в зависимости от задач его изучения.
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Определяющую роль для развития мышления детей играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
Педагогические условия – это обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста; требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста