Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, мышление, речь, внимание.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Правильно организованная развивающая среда является также необходимым педагогическим условием развития мышления старших дошкольников.
Идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).
При построении развивающей среды в группе ДОУ следует учитывать принципы и педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды.
Межличностные отношения – важнейшее психологическое условие развития мышления старших дошкольников.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.
Межличностные отношения и навыки общения формируются в процессе игры. Игра в свою очередь оказывает влияние на умственное развитие дошкольника.
Важнейшим фактором развития других показателей готовности к школьному обучению является сформированность межличностных отношений.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. Задачи, содержание, результаты констатирующего этапа эксперимента
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
Наше исследование проводилось на базе «МДОУ- детский сад №131» г. Магнитогорска.
Сроки проведения исследования: сентябрь 2011 г. - декабрь 2012 г.
Для выявления уровня развития мышления у старших дошкольников мы использовали методики «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы» Р.С. Немова, а также задание на изучение умения детьми моделировать объект (приложение 1). В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Используемые нами методики предназначены для детей от 5 до 6 лет. Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально.
Цель методики «Что здесь лишнее?»: исследование процесса образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребенка.
В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы. На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним.
Цель методики «Раздели на группы»: оценка образно-логического мышления ребенка. Ребенок должен разделить представленные на картинке фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
Выводы об уровне развития мышления каждого ребенка делаются в соответствии с количеством полученных им баллов.
Анализ полученных данных по методикам «Что здесь лишнее?» и «Раздели на группы» в таблице 1:
Таблица 1.
Результаты по методикам «Что здесь лишнее?» и «Раздели на группы»
№ |
ФИ |
Норма |
Результаты по тесту «Что здесь лишнее?» |
Результаты по тесту «Раздели на группы» |
1 |
Оля С. |
+ |
8 баллов |
6 баллов |
2 |
Даша П. |
+ |
7 баллов |
7 баллов |
3 |
Света К. |
+ |
8 баллов |
7 баллов |
4 |
Егор Д. |
+ |
8 баллов |
6 баллов |
5 |
Сева Т. |
+ |
7 баллов |
6 баллов |
6 |
Оля И. |
+ |
9 баллов |
8 баллов |
7 |
Равиль И. |
+ |
6 баллов |
5 баллов |
8 |
Данил К. |
+ |
7 баллов |
5 баллов |
9 |
Никита Г |
+ |
7 баллов |
7 баллов |
10 |
Таня А. |
+ |
9 баллов |
8 баллов |
11 |
Наташа Н. |
+ |
6 баллов |
7 баллов |
12 |
Женя Д. |
+ |
7 баллов |
6 баллов |
13 |
Андрей П. |
+ |
9 баллов |
8 баллов |
14 |
Сергей И. |
+ |
7 баллов |
7 баллов |
15 |
Алина Т. |
+ |
8 баллов |
7 баллов |
Средний балл |
7,53 |
6,66 |
Исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать следующий вывод:
1. По результатам методики «Что здесь лишнее?»:
- очень высокий уровень развития образно-логического мышления - 0 человек;
- высокий уровень развития образно-логического мышления - 7 человек;
- средний уровень развития образно-логического мышления - 8 человек;
- низкий и очень низкий - 0 человек.
2. По результатам методики «Раздели на группы»:
- очень высокий уровень развития образно-логического мышления - 0 человек;
- высокий уровень развития образно-логического мышления - 3 человека;
- средний уровень развития образно-логического мышления - 12 человек;
- низкий и очень низкий - 0 человек.
Таким образом, среди детей старшего дошкольного возраста, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается средний и высокий уровень развития мышления.
Полученный результат мы выразили в процентах:
Таблица 2.
Процентное соотношение результатов по методикам
Уровни развития мышления |
Результаты по тесту «Что здесь лишнее?», (%) |
Результаты по тесту «Раздели на группы», (%) |
Высокий |
46,7 |
20 |
Средний |
53,3 |
80 |
Итого |
100 |
100 |
Таким образом, у большинства детей исследуемой группы преобладает средний уровень развития образно-логического мышления.
Задание на изучение умения моделировать объект:
Каждому ребенку предлагается в соответствии с образцами сделать такую же картинку из геометрических фигур, затем расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них). Затем ребенок выкладывает изображение, проверяя правильность расчленения образца.
На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с уровнями выполнения задания (всего 4 уровня). Подсчитывают количество детей, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования.
Полученные данные по заданию показаны в таблице 3:
Таблица 3.
Уровни развития умения моделировать объект у детей
№ п./п. |
ФИ |
Уровень развития | |
1 |
Оля С. |
2 уровень | |
2 |
Даша П. |
1 уровень | |
3 |
Света К. |
1 уровень | |
4 |
Егор Д. |
2 уровень | |
5 |
Сева Т. |
2 уровень | |
6 |
Оля И. |
1 уровень | |
7 |
Равиль И. |
3 уровень | |
8 |
Данил К. |
3 уровень | |
9 |
Никита Г. |
1 уровень | |
10 |
Таня А. |
1 уровень | |
11 |
Наташа Н. |
1 уровень | |
12 |
Женя Д. |
2 уровень | |
13 |
Андрей П. |
1 уровень | |
14 |
Сергей И. |
2 уровень | |
15 |
Алина Т. |
2 уровень |
При изучении развития умения моделировать объект у детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что:
- высокий уровень развития данного умения имеют 7 детей группы;
- средний уровень развития умения имеют 6 детей группы;
- ниже среднего - 2 человека;
- низкий уровень развития умения в данной группе - 0 человек.
Полученные результаты мы выразили в процентах в таблице 4.
Таблица 4.
Соотношение уровней развития умения к количеству детей, (%)
Уровень развития умения |
Количество детей, (%) |
Высокий уровень |
46,7 |
Средний уровень |
40 |
Ниже среднего |
13,3 |
Итого |
100 |
Процентное соотношение полученных результатов показано на Рис.1.
Рис.1 Соотношение уровней развития умения к количеству детей, (%)
Из этого следует, что у большинства детей данной группы преобладает высокий уровень развития умения моделировать графические объекты - 46,7 %. На средний уровень приходится 40% детей, на уровень ниже среднего - 13,3 %, на низкий уровень - 0%.
Таким образом, на основе данного исследования, сделаем вывод, что у большинства детей испытуемой группы преобладает средний уровень развития мышления.
Для решений второй задачи определить возможности ДОУ по созданию педагогических условий развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте, мы провели беседу с воспитателем старшей группы, осуществили анализ развивающей среды в старшей группе, провели анализ плана воспитательно-образовательной работы в старшей группе с целью выявить, как используются дидактические игры в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
В беседе с воспитателем мы предусматривали следующую цель: определить роль воспитателя в создании предметно-развивающей среды. Для этого нами были разработаны вопросы к беседе (приложение 2).
Обобщим результаты проведенной нами беседы:
Роль воспитателя в организации развивающей среды очень велика. Воспитатель сам организует предметно-игровую среду, оформляет игровые зоны, уголки, соблюдая все принципы и педагогические характеристики организации развивающей среды; приобщает детей к организации среды; является участником в играх детей; использует различные методы руководства (прямые, косвенные, проблемные); предоставляет детям достаточно времени для самостоятельной игровой деятельности; урегулирование отношений, разрешение споров в моменты игр осуществляет в форме беседы с детьми; часто разрешает детям использовать предметы обстановки для создания предметно-развивающей среды; обогащает игровой, жизненный опыт детей; активизирует их мышление, воображение; во взаимоотношениях воспитателя с детьми преобладает демократический стиль общения.
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста