Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
Учить детей сравнивать результат с образцом, пользоваться планом-схемой, тренировать пространственное восприятие можно при помощи игры «Найди ошибку». Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний). Далее дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.
На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды». Существует 2 ее варианта: взрослый, как ведущий, сообщает детям по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а они по очереди находят соответствующие карточки и вывешивают их на стенде «Информация для лётчиков и моряков»; дети самостоятельно рассказывают о погоде по схематичным изображениям, диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.
Игра «Собери картинку» учит создавать образы на основе схематического изображения. Детям предлагается 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца). Воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок.
В игру «Начерти планкарту» лучше играть только после того, как ребенок сможет успешно справляться с заданиями игры «Где сидит попугай?». Цель игры — научить ребенка создавать планкарту знакомого ему пространства. Можно предложить малышу составить планкарту групповой комнаты. Пусть ребенок выберет те предметы, которые, на его взгляд, должны быть отражены на планкарте, а также условные обозначения, которые будут использоваться для отображения этих предметов (при выборе обозначений можете оказать малышу помощь). Когда все это будет сделано, можно приступать к чертежу.
Игра «Нарисуй схему» поможет научить детей создавать схематические изображения. Для игры опять понадобится строительный конструктор, состоящий из деталей разной формы (например, как в игре «Стройка»). Нужно собрать из деталей какую-нибудь конструкцию и предложить детям изобразить эту конструкцию в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху.
Упростить задание можно, если вместе с собранной конструкцией дать малышу ее контурное изображение. В этом случае задание должно состоять в том, чтобы завершить создание схемы путем дорисовки иконки элементов внутри заданного контура.
В ходе игры «Зашифруй сказку» детям читается логически связный текст, после чего им нужно создать простейшую графическую план схему событий из текста.
Система занятий:
Таблица 10
Система занятий для старших дошкольников по развитию мышления
Занятие 1 |
«Головоломка с палочками» «Придумай сам» |
Занятие 2 |
«Головоломка с палочками» « Придумай сам» «Разные дома» |
Продолжение таблицы 10
Занятие 3 |
«Где сидит зайчик?» «Разные дома» «придумай свой орнамент» |
Занятие 4 |
«Придумай свой орнамент» «Где сидит зайчик?» «Дорисуй, что забыл нарисовать художник» |
Занятие 5 |
«Где сидит бельчонок?» «Дорисуй, что забыл нарисовать художник» «Стройка» |
Занятие 8 |
« Головоломка с палочками» « Где сидит попугай?» «Найди все тропинки» |
Занятие 9 |
«Где сидит попугай?» «Найди все тропинки» «Найди животных по изображенным частям» |
Занятие 10 |
«Стройка» «Найди животных по изображенным частям» «Определи недостающую часть фигуры» |
Занятие 11 |
«Определи недостающую часть фигуры» «Где спрятался жучок?» «Шахматная доска» |
Занятие 12 |
«Шахматная доска» «Где мишка?» «Созвездия» |
Занятие 13 |
«Созвездия» «Дорисуй, что забыл нарисовать художник» «Найди ошибку» |
Занятие 14 |
«Шахматная доска». «Найди все тропинки» «Прогноз погоды» |
Занятие 15 |
«Прогноз погоды» |
Продолжение таблицы 10
«Найди ошибку» «Начерти планкарту» | |
Занятие 16 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста