Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

Введение …………………………………………………………………..  стр. 3

 

Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр

1.1. Сущностная   характеристика,   типология   и   особенности   детской народной игры………………………………………………………………... стр.

1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….

1.3. Анализ категории «культура  общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..

 

Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников

2.1. Методические особенности  организации народной игры с  младшими школьниками.

2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.

2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.

 

Заключение 

Литература 

Приложение. Русские народные игры……………………………………

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в современном  мире, наука не стоит на месте. Перед  детьми открывается огромный мир  развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки  и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей  занятости, не могут уделять детям  достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

И как обычно весь груз ложится  на плечи школы и учителей.

На сегодняшний день одной  из основных задач современной начальной  школы является всестороннее гармоничное  развитие личности ребенка. Многие исследователи  считают, что педагогический процесс  должен быть направлен на раскрытие  у ребенка богатств его внутренней духовной культуры (В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Б. Т. Лихачев и др.). В связи с этим огромное значение приобретает формирование у младших школьников эстетических качеств.

Формировать личность и эстетическую культуру особенно актуально именно в младшем школьном возрасте. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, развивает психические процессы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и  любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом  традиционной культуры, она может  служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д. Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".

Народная игра как феномен  культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность  социальных статусов и положений. С  самых ранних начал цивилизации  игра стала контрольным мерилом  проявления всех важнейших черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование  в трудах А.Н. Радищева, А.К. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой  игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Народная игра и сегодня  объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.).

В современной отечественной  и зарубежной психологии развивается  новое направление использования  игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Школа была и остается одним  из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения с детьми, для проявления к ним подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо современных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности. Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это дать в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно  важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в  процессе этой деятельности, насколько  гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средство воспитания культуры общения у младших школьников. Исходя из проблемы исследования, была сформулирована тема - "Народная игра как средство воспитания культуры общения у младших школьников"

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средство воспитания культуры общения у младших школьников.

Объектом являются сами народные игры как средство формирования личности ребёнка в процессе образования.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие воспитанию культуры общения у младших школьников.

Задачи:

  1. Уточнить типологию и особенности детской народной игры.
  2. Определить возможности народной игры в социально-нравственном воспитании младших школьников.
  3. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.
  4. Выявить особенности организации народной игры с младшими школьниками.
  5. Разработать модель общения у детей в процессе народной игры.
  6. Изучить проект по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если: а) они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Метод: анализ исследуемой литературы по данной проблематике.

Глава I.

    1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры

Игровая культура является спутником  человека на протяжении всей его истории. Многовековой опыт человечества показывает, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка. В сущности то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Известный  отечественный педагог и психолог XX века Л.С. Выготский отмечал, что игра является «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Известный русский исследователь  народных игр XIX века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело  некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая то, что у нас  теперь называется «предаваться ребячеству». У римлян игра означало радость, веселье. У немцев означало легкое плавное  движение наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятия «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль — русский  писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом  словаре живого великорусского языка»: «Игра… то, чем играют и во что  играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

«Психологический словарь» понятие  «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и  животных… Детская игра — исторически  возникающий вид деятельности, заключающийся  в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

Известный чешский педагог XVII века Я.А. Коменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения  детей друг с другом.

На воспитательном и развивающем  значении игры настаивали признанные мыслители и педагоги разных эпох и народов (Платон, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Игры изменяются с возрастом  детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства  взрослых. Переживания детей в  игре не пропадают бесследно, а находят  свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Игра, – говорил  К.Д. Ушинский, — основной и главный  вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его  роста и развития.

Е.А. Покровский утверждал, что «в огромном большинстве игр детям должна быть предоставлена широкая свобода  действий, посредством которых упражнялись  бы их сообразительность, подвижность, известная доля самостоятельности». Вместе с тем анализ богатого конкретного  материала (более 500 игр) привел исследователя  к ряду существенных оговорок о границах самостоятельности в играх в  связи с тем, что встречаются  игры «малопригодные и даже прямо  вредные». Существование вредных  игр Е.А. Покровский связывал не с  природной «предрасположенностью  ко злу», а с социальными и педагогическими факторами, в числе которых одним из первых назвал неблагополучие в семье, что вынуждало детей «вместо открытого развлечения общественными играми прятаться по углам и задворкам и там играть в азартные игры: карты, орлянку и т.д.»

В современной литературе игра рассматривается  как:

  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
  • социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
  • деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
  • социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

Игра — средство многогранное, о известно далеко не все. Но с уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная  деятельность, способствующая формированию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод  организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и  способ общения.

Социокультурный опыт людей выявляет противоречивые тенденции обозначения и классификации игр. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса каждой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Но это обогащение может быть противоречивым, поскольку на него воздействуют принуждения, запреты, мода.

Игровой элемент присутствует буквально  во всех видах деятельности человека, отражая национальные, этнографические, географические, исторические приметы. Разработка классификации осложняется  тем, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором  правил, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами могут  быть разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в  моделируемых ситуациях, в четвертом  — для развлечения и т.д.

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников