Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

Хорошее знание практического материала  позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями  детей, их подготовленностью, правильно  выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

Второй  момент – это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать в каких условиях будет проводиться игра: на участке  или в помещении, в групповой  комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет педагогу заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий. Детей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия. Например, учитель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется (русские народные подвижные игры «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей.

Третий  момент подготовки – непосредственно  перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения  или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

При проведении подвижных игр на свежем воздухе  площадку следует освободить от посторонних  предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли. Не следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг учебного здания.

Важное  значение имеет одежда и обувь играющих. Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше времени, чем сама игра.

При проведении подвижных игр на участке в  холодные периоды года надо следить  за тем, чтобы дети не были излишне  тепло укутаны: во время игры это  стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.

Непосредственно перед игрой учитель подготавливает необходимое  количество пособий (флажков, кубиков, мячей и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими  пользоваться, размечает места для играющих.

Когда все продумано и подготовлено заранее, педагог может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.

2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.

Для маленького ребёнка его общение  с другими людьми - это не только источник разнообразных знаний, переживаний, но и главное условие формирования его личности, его общего развития.

Приобретая какие - то знания, сведения, новости, человек тут же стремиться поделиться ими. Это в полной мере относится к детям младшего школьного  возраста, которые в силу своей  любознательности приобретают в  виде ответов на свои многочисленные вопросы большое количество всевозможных сведений.  
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии понятие «ведущий вид деятельности» рассматривается как самостоятельная активность ребенка, которая позволяет ему максимально развиваться, формировать важнейшие потребности и психические новообразования, а также подготавливаться к переходу на следующую ступень развития.

Но если говорить о современных  детях, прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая.

У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении, проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и многое другое.

Игра – это ведущая деятельность школьника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его  психики, в том числе и общения, которое становится частью и условием игры. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая суть потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. При дефиците общения, его полноты и качества, последствия бывают всегда печальными: дети существенно отстают в психическом развитии.

Проблема развития навыков общения  становится в последнее время  особенно актуальной. Появляется много  факторов замедляющих развитие навыков  общения у детей:

  • занятость родителей,
  • ограничение в общении со сверстниками,
  • замена живого непосредственного общения искусственным - телевизионным или компьютерным,
  • регламентированность общения по времени (занятия, кружки, студии),
  • упор на обучающий характер взаимодействия с детьми (этические беседы, занятия, разбор ситуаций),
  • различные социальные условия в семье и педагогические установки (грубость, избалованность, эгоизм и т.д.).

Для ребенка важно найти свое место в окружающем его мире. Общение  со сверстниками и взрослыми помогает ему в этом. В процессе общения  у ребенка развиваются интеллектуальные, речевые, эмоциональные и нравственные задатки.

Общество сверстников помогает:

  • привыкнуть к совместным действиям в игровой и трудовой деятельности;
  • приобрести навыки честного соревнования;
  • научиться подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем;
  • сформировать более верное представление о жизни.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать  свои мысли, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети плохо  говорящие осознают свой недостаток. У них нарушается нормальная связь  с окружающими. Это ограничивает их знания, эмоции, контакты. Другими  словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко  связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.

От того, как сложатся отношения  ребенка в группе, во многом зависит  последующий путь его личностного  и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Игра же может помочь таким детям  компенсировать эти ограничения.  
Поэтому одной из главных задач, которая стоит перед учителем является формирование коммуникативных способностей детей и обогащение игрового общения в рамках организации воспитательно - образовательного процесса.

Определяя содержательную сторону  общения, авторы выделяют критерии коммуникативного акта:

  • направленность на сверстника с целью вовлечения его в процесс общения,
  • потенциальная способность принимать информацию о целях сверстника (инициативное воздействие должно при этом содержать информацию, достаточную для достижения цели сверстника),
  • коммуникативные действия должны быть доступны пониманию партнера сверстника и способны вызвать его согласие на достижение цели.

Е.О. Смирнова отметила, что общение  ребенка со сверстниками в игре имеет  ряд особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми:

  • большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон (ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.д.),
  • при взаимодействии со сверстником дети используют самые неожиданные действия и движения - раскованные, ненормированные, незаданные никакими образцами,
  • именно в общении со сверстником появляются такие сложные формы поведения, как притворство, способность выразить обиду, кокетство, фантазирование,
  • сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений, наблюдается преобладание инициативных действий над ответными,
  • по отношению к сверстнику уже с 3-4 лет ребенок решает более широкий спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и постоянное сравнение с собой,
  • проявляется чрезвычайно яркой эмоциональная насыщенность деятельности.

В общении со сверстником у ребенка  наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических состояний, выражающих самые различные  эмоциональные состояния.

В младшем школьном возрасте общение  со сверстниками имеет внеситуативно – деловую форму. Основное стремление у некоторых школьников – жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой игровой деятельности – народной игре.

Такая форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков, и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. Что  является необходимым условием для  последующей учебной и трудовой деятельности.

Все эти умения, очень важные для  дальнейшей жизни, активнее развиваются  именно в школьном возрасте, и не сами по себе, а посредством игры. 
Благодаря игре личность ребенка приобретает очень важные новообразования:

  • в игре развивается мотивационно – потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
  • преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:  ребенок, принимая роль какого – либо персонажа, героя учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать действия персонажа,  партнера по игре.

Своеобразие детей с общим недоразвитием  речи заключается в замедленном  темпе развития всех психических  функций, в том числе и в  функции общения. Компенсация таких  нарушений целесообразна через  ведущий вид деятельности - игру.

В связи с этим усилия педагогов  и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление выделенных проблем и их учет при организации  взаимодействия с детьми.

Для формирования коммуникативных  навыков детей, накопления положительного опыта взаимоотношений в детском  коллективе проводится работа по: 
- расширению кругозора,  
- формированию представлений о форме и способах взаимодействий в разных ситуациях, 
- организации совместной детской деятельности,  
- используется личный пример воспитателя, его участие в делах и проблемах детей.

На данном этапе работы в группе создаются условия, удовлетворяющих  потребности детей в общении, игровой и познавательной деятельности, для расширения представлений о  поведении взрослых в различных  бытовых ситуациях в качестве подготовки к народной игре.

Для оптимизации процесса общения  используются приемы активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка  
- постановка вопросов, требующих сопоставления фактов и простейших выводов, 
- вопросы, мобилизующие личный опыт;  
- вопросы, требующие ответа-предположения; выходящие за пределы ситуации,  
- создание проблемных ситуаций помогает детям самостоятельно выбрать решение.

Создание условий в группе нацелено на развитие самостоятельной деятельности детей, на полноценное общение в  игровой деятельности, на умение вести  себя определенным образом с игрушкой, атрибутом. Дети стремятся к взаимодействию друг с другом, но не всегда точно  знают и соблюдают требования, предъявляемые к той или иной игре, выбирают уместные способы общения  со сверстником, проявляют доброжелательное отношение к нему.

Организация работы с детьми по развитию навыков игрового общения со сверстниками строится согласно следующим подходам:

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников