Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

Классификация игр призвана стать  ориентиром в их многообразии, источником информации об их воспитательном потенциале. В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

В педагогической литературе советского периода классификацию игр в  начале 30-х годов XX века сделал В. Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разделил на три основных формальных вида:

  • игры драматические;
  • спортивные;
  • орнаментальные.

Кроме того, он выделил еще три  промежуточных типа:

  • спортивно-драматические;
  • орнаментально-драматические;
  • спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными.

Я. Корчак в книге «Воспитание  личности» представляет свое видение  разновидностей игр и выделяет:

  • хороводы;
  • спокойные игры;
  • игры на проверку силы и знаний.

Интересный подход к классификации  игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

  • по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
  • по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
  • по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также  принято делить игры детей на три большие группы:

  • игры с готовыми «жесткими» правилами;
  • игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
  • игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Деление это, конечно, условно, так  как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и  присутствуют правила.

Анализ игр с готовыми правилами  дает основание выделить элементы игровой  регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные  стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и  с окончанием игры; факторы регулирования  времени и пространства игры.

Ряд современных педагогов и  этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

  • пальчиковые;
  • драматические;
  • состязательные;
  • хороводные;
  • орнаментальные.

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято  различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время  проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).

Таким образом, классификация игр  как отражение известной и  непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в  труде, учении, досуге, представляется нам задачей весьма важной. За ее основу С.А. Шмаков предлагает взять  человеческую деятельность, которую  игры отражают, и разделить все  детские игры на следующие виды:

  • двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);
  • социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);
  • комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);
  • интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.);
  • игровые условности досуговой практики детей (знаково-символические средства).

Сложность типологии народных игр заключается в том, что  они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии  разных социальных групп, отражают общечеловеческие, национальные, этнографические, географические, исторические и местнотерриториальные особенности. Затруднения также вызваны тем фактом, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными.

Большинство рассмотренных  классификаций, внеся значительный вклад в развитие теории игры, тем  не менее, либо обобщают типологию детских  игр вообще, либо рассматривают классифицирование  народных игр, но с позиций отдельных  направлений, исходя из задач собственных  исследований. В настоящей работе поставлена задача уточнить сущность, типологию и особенности детской игры, поэтому, не отрицая других подходов, предлагается типология, в основу которой положены генезис и функциональный аспект народных игр: 1) родоплеменные или семейные; 2) военно-защитные или состязательные; 3) обрядно-инициальные; 4) культурно-бытовые; 5) культовые.

Классифицирование игр по функциональному признаку позволяет  определить целесообразность и потенциал  использования отдельных народных игр в практике воспитания современных  детей. Под социально-педагогическим потенциалом народной игры в условиях образовательных учреждений понимаются возможности, присущие игре как явлению, для реализации своих важнейших социально-педагогических функций, и, прежде всего, – воспитания культуры общения младших школьников.

Применительно к использованию  народных игр в социально-нравственном воспитании в условиях учреждений образования  следует рассматривать то особенное, что свойственно для их социально-педагогического  потенциала. Исходя из специфики социально-педагогических параметров различных игр, возможно выделить социально-культурные и педагогические (образовательно-воспитательные) функции народной игры:

    • игра создает предпосылки для освоения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;
    • народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;
    • игра, будучи социально-досуговым и специфическим явлением процессуально-деятельностной модальности культуры, функционирующим в акте человека с человеком, требует их активности, выступает в роли психокорректора;
    • народная игра способствует выработке социально-нравственных качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.

 

Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал  игровой деятельности свидетельствует  об актуальности данной проблемы.

 

 

    1. Развивающий и воспитывающий потенциал детских 

народных игр

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. 
К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

 

По мнению А.П.Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и  народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными. 
На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. 

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

 

Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое развивающее и воспитывающее значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела; здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма». 

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни  людей. Этот характер сказывается также  и на детских играх, отражаясь  в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и  непринужденностью играют дети, а  значит с большею свободою для Проявления своего национального характера. 

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских  народных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой. 
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

 

Е.А.Покровский писал, что  игрушки и игры делаются нередко  первыми средствами воспитания, давая  первый толчок дальнейшему направлению  характера, склада ума и призвания  отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию  того, как того же самого достигают  народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п. 

На большое значение народных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими». 

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Народная игра должна научить сообразительности и находчивости. 
Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры. 
Большое значение использованию русских народных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. 

Народные игры образны, поэтому  они увлекают преимущественно детей  младшего школьного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение. 

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников