Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и воспитателя. Важно найти в этом взаимоотношении "золотую середину". А для  народной педагогики стремление к "золотой  середине", ладу между, бесконечным  многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно.

Принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества, и этот этап филогенеза оставил неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека. Народная педагогика игры охватывает все возрастные этапы, чего до сих пор не вполне удалось достичь педагогике профессиональной.

Еще и сейчас лишь в народной педагогике игры можно найти достаточно ясные и мудрые позиции в отношении  игр подростково-молодежного межполового общения (от посиделочных игр знакомства и поцелуйных игр до завершающей свадебной игры) или незаменимой роли дедушек и бабушек в формировании естественной игровой среды. Игра - это своеобразная школа социализации ребенка.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне  игры. С другой стороны, увлекательное  содержание игр, изображение коллективного  труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и  реальных отношений помогает создать  нравственную направленность поведения  детей.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, литературы по фольклористике и педагогики творчества, многолетний собственный опыт, апробация  в школах и детских творческих коллективах позволили нам выделить следующие основные педагогические условия формирования культуры общения  у младших подростков средствами народной игры:

1)включение в содержание  образования народных игр с  учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению  народных игр, гуманитарный цикл  школьных предметов должен быть  проникнут формированием культуры  общения средствами народной  игры);

2)использование индивидуального  подхода как метода педагогического  воздействия с опорой на положительное  и преодоление отрицательного  в общении младших подростков;

3)роль педагога, его личная  заинтересованность, его уверенность,  азарт, знание народных игр,  стиль товарищеского общения  учителя и ученика; 

4)применение народных  игр как средства диагностики  личности и последующей коррекции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

2.1. Методические  особенности организации народной  игры с младшими школьниками.

В настоящее время уже  не требуется никому доказывать, что  лучшая форма досуга - активный досуг. Все согласны с этим, и вопрос лишь в том, какими средствами обеспечить активность занятий отдыхающих. Одним  из наиболее эффективных и общедоступных  средств оказываются при этом игры,   в особенности народные.

Не только старики, но и лица среднего возраста помнят время, когда не стояло такой проблемы: чем занять досуг? Если выдавалось свободное время, то у каждого были наготове свои любимые игры. Они давали и отдых, и заряд бодрости, энергии для дальнейшего труда или учебы. Все эти замечательные игры - Лапту, Городки, Чижик и множество других - никому не надо было специально организовывать: каждое поколение, подрастая, постепенно училось играть у старших.

Теперь, когда по недосмотру общества произошел разрыв естественной и  непрерывной цепочки в передаче игрового опыта, стали требоваться  специальные организационные усилия, чтобы снова ее наладить. Однако не такая уж непосильная это работа. Имеется немало факторов, способствующих возрождению народных игровых традиций.

Народные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание  игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для  них. Предположим, детей упражняют в равновесии ( русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться  при отборе игр,– соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо  стремиться к тому, чтобы игровые  образы были понятны и интересны  детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Педагогический  эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

Подбирая  игры, педагог должен учитывать состав группы детей. Часть детей в начале года впервые приходит в школу. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние  группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Выбор игры зависит также от времени  года, погоды, температуры (в помещении  или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое  время дня она проводится. Подвижные  игры разного характера следует  сочетать с играми и занятиями, которые  имеют место в режиме дня. В  конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно  дать ребятам возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно  вынести различные игрушки, помочь ученикам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Учитель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.

Между занятиями уместны игры средней подвижности, для детей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Наиболее  полезны и целесообразны подвижные  игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный  дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

При подборе  игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по русскому  языку, рисованию, технологии целесообразно  провести игру с более активными  действиями. Однако после занятий, потребовавших  от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные  и  физкультурные занятия. В такие дни подбирают  подвижные игры с менее активными  действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

Для обеспечения  достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа  по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках.

Наиболее  благоприятными сезонами для проведения народных подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.

Значительные  затруднения вызывает проведение народных игр с малышами на участке  в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое, количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении – в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

Народные  подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.

В занятие  физической культурой для младших школьников могут быть включены две  игры. Одна, более подвижная –  в основную часть, вторая, более спокойная  – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: русская народная игра «У медведя во бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди грибок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем гриб).

Подготовка  к проведению игр:

Подготовка  к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление учителя с содержанием народных подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников