Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)
  1. Заинтересовать проблемой, ввести в игровую ситуацию.
  2. Вызвать сопереживание участникам ситуации и понимание их затруднений.
  3. Побудить детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации.
  4. Проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт.
  5. Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно решенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними.
  6. Проявить интерес к личному опыту детей, способствуя самоутверждению ребенка и проявлению активности.

Использование подобного комплексного подхода обеспечивает эффективность  работы по формированию игровых навыков, навыков общения, а в дальнейшем интегративных качеств.

2.3. Опыт практической  работы по использованию народной  игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также  творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского  государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно  участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Игра – это школа  воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают  у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 

Основным условием успешного  внедрения народных игр в жизнь  детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.

А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт  отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

К.Д.Ушинский писал: «Как нет  человека без самолюбия, так нет  человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому  наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Ученые выяснили, что опыт работы в школе по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка  приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем  фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Проанализировав уровень  воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируется  нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли ученым разработать методический проект, основанный на  приобщение детей  к национальной культуре  в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Проект составлен в  соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в начальной школе», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

Основные цели и задачи проекта:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные игры.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Методический проект на доступном  детям уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Разработаны перспективные  планы по приобщению к истокам  русской народной культуры, по народным  подвижным играм.

Составлена картотека: русских  народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

Проектом предусматривается  развитие интереса к истории жизни  и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.

Особое внимание уделяется  укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Результатами проведенной  работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными  целью и задачами в работе подобрана, изучена и проанализирована научная литература по данной теме. Имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей младшего школьного возраста, но в то же время недостаточно литературы, раскрывающей особенности и возможности народной игры для формирования данных навыков.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

В работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным  освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе  дошкольного образования для  обучения, воспитания и развития детей  активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей младшего школьного возраста.

Народная игра, как и любая  другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством  приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей младшего школьного возраста.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог  ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.

Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Народные  игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических  и физических процессов, стимулирует  переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает  ребенка, а встречающиеся  в некоторых  играх зачины, диалоги непосредственно  характеризуют  персонажи  и их действия, которые надо умело подчеркнуть  в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного  материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности  действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным  условием успешного внедрения народных игр  в  жизнь младших школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым  репертуаром, а также методикой  педагогического  руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими  воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Таким образом, изучены возможности  народной игры как средства формирования навыков общения детей младшего школьного возраста, цель работы достигнута, задачи реализованы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: игр, развлечений и материалов по традиционной народной культуре. - М.: ГРЦРФ, 1995. -174 с.

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников