Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)
  1. Азаров Ю.П. Играй труд. -М. :3нание, 1973. -93 с.
  2. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников.// Возрастные особенности усвоения знаний./ Под редакцией Эльконина Д.Б., М., 1966.- С. 236-310.
  3. Анаркулов Х.Ф. Киргизские народные подвижные игры, физические упражнения и современность: Автореф. дисс.д.п.н. -М., 1993. -38 с.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой, М., 1987. - 143 с.
  5. Аниконова,  Т.Г. Народные игры. Учебное пособие.  – М., 2004.
  6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.- 352 с.
  7. Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. М., 1977. - С. 183-204.
  8. Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
  9. Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. - 135 с.
  10. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М., 1985. - 268 с.
  11. Виноградов Г.С., К изучению детских народных игр у бурят. Иркутск, 1992
  12. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
  13. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  14. Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  15. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, №
  16. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  17. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры. 1999, № 5.
  18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  19. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
  20. Панфилова. А.М. Игротерапия общения. М., ТОО Интел тех 1995.
  21. Петрова В. Игра.// Дошкольное воспитание. 1993, № 3.
  22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: "Владос", 1994.
  23. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
  24. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. М., 1979.
  25. Шашина В. П. Методика игрового общения. М.: «Феникс», 2005

 

 

 

 

 

 

Приложение

Описание  игр

Пастух и стадо

Дети изображают  стадо (коровы или овцы) и  находятся  в хлеву (за условной чертой). Водящий  – пастух, он  в шапке, за  поясом  хлыст, в руках рожок, и  находится  немного поодаль стада. По сигналу  «Рожок!» (свисток или музыка) все  животные  спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по  пастбищу, по сигналу «Домой!» все  возвращаются в свои  дома.

Муха

На земле  очерчивается круг. В центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и  бросают  палочки, кусочки дерева -  стараются  сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут  за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи».

Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, 
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром  темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог

Играющие делятся  на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,  
Вот он какой мякошенький, 
Вот он какой широконький.              
Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к  «пирогу». Кто быстрее добежит  до цели и дотронется до «пирога», тот  и уводит его с собой. На место  «пирога» садится ребенок из проигравшей  команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Капуста

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это –  «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер  и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту»  и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который  больше всех унесет «капусты», объявляется  победителем.

 

Бабка Ёжка

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала, ногу сломала,  

А потом и говорит: — У меня нога болит.                                                                       Пошла она на улицу, раздавила курицу.                                                                           Пошла на базар, раздавила самовар.

Бабка  Ежка  скачет  на  одной ноге  и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

У дядюшки Трифона

Играющие  берутся за руки, образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все  сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет  какие – либо движения, а  все  играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными.

Гуси-гуси

Выбираются «хозяйка»  и «волк». Остальные играющие —  «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой, 
             Не пускает нас домой, 
              Зубы точит,

     Съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.   Когда   «волк»  переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Салки

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают  глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

1. Если играющий  устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются  салки, играющим разрешается вставать  на обе ноги.

3. Салка тоже  должен прыгать на одной ноге.

Скакалка

Один из играющих берет  веревку и раскручивает ее. Остальные  прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие  слова:

Чтоб был долог  колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно  выше.

Можно прыгать  выше крыши.

Жмурки

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

— Кот, Кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас,

— Лови мышей, а не нас.  
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их 
ловит, кого он поймал — тот становится «жмуркой».


Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников