Народная педагогика как форма воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ:
ПРИРОДА И ДУХОВНОЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ
§1. Народная педагогика – совокупные педагогический знания и
воспитательный опыт народа………………………………………………………6
§2. Народная педагогика и ее характерные особенности........................................11
§3. Духовные истоки народной педагогики……………………………………….17

ГЛАВА ВТОРАЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание. Сущность, приемы и
методы воспитания…………………………………………………………………21
1.1.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры……..23
1.2.Аспекты религиозного воспитания……………………………………….29
1.3. Загадки……………………………………………………………………..30
1.4. Игры…………………………………………………...……………………35
1.5. Традиции…………………………………………………………………....37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………….41
БИБЛИОГРАФИЯ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

   Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.   В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.

   Педагогика развивалась под влиянием воспитательного опыта народа. Так, например, великий чешский педагог, основатель педагогической науки Я.А.Коменский в своих трудах постоянно обращается к быту и укладу жизни народа, ссылается на положительные традиции трудящихся. Он начал свою деятельность с собирания произведений устного народного творчества, исследования традиций и обычаев чешского народа. Широко использовал народную мудрость, стремясь дать теоретическое обоснование взглядам народа на воспитание и великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. К.Д. Ушинский считал воспитательный опыт народа одним из факторов, влияющих на педагогическую науку. Много места занимает опыт народа в педагогических идеях Л.Н. Толстого [1].

   Изучение опыта народа, как указывали исследователи народной педагогики Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.В. Макаев, А.Ф. Хитибидзе, И.А. Шоров и др., помогает показать его роль в педагогическом творчестве, правильно оценить духовный облик и культуру народов.

   Высоко оценивали воспитательное и познавательное значение народного творчества Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

   К.Д.Ушинский, говоря об идеях воспитания, содержащихся в народных сказках, писал: "Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа" [6, с.85-87].

   А.С.Макаренко в "Лекциях о воспитании детей", подчеркивая значение сказок, рекомендует: "Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок". При этом Макаренко обращает внимание родителей и воспитателей на выбор сказок в соответствии с их содержанием и возрастом детей. По его мнению, следует предпочитать "такую сказку, которая возбуждает энергию, уверенность в своих силах, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу" [7].

   На путях исторического развития народ преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение связаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей   и народного взгляда на воспитание, то можно увидеть полное их единство, преимущественно в  виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно - выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном между назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 §2.   Народная педагогика и ее характерные особенности

  

   Осознание народом цели воспитания делает естественным и закономерным признание существования вечных ценностей в его практике [2]. При этом заметим, что педагогические ценности любого народа имеют одновременно глобальный характер и национально-этическое своеобразие.

   Эту идею высказал и отстаивал великий русский педагог К.Д. Ушинский: "Под именем воспитания заключается у каждого народа свои понятия" [3, с.85-87]. Цели народного воспитания объективны и задаются историческими, социально-экономическими условиями жизни социума, его традициями и культурой, этнопсихологическими особенностями [4]. Там, где цели опережают уровень развития, где для их реализации ещё не созрели условия, неизбежны ошибки, приводящие к отступлению или даже к полному отказу от намеченных задач [5, с.53-56].

    Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

   Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идею “материнской школы”, опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою “Книгу для матерей” создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог    К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…” Он глубоко верил в принцип “народ без народности – тело без души” и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что “мудрость предков – зеркало для потомков”, и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

  Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н. К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что “материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений”.

  А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что“семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека”.

  В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

  “О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.  - Я уверен, что народная педагогика –это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах. В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее “Русская народная педагогика”. В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики–пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е. А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

    Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г. С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия “народная педагогика”.

   Народная педагогика “не столько система, сколько сумма знаний, умений”, - утверждал Г. С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г. С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

   Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

   Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре народа.

   Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по  последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?

   Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н. э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.

   Великие педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и. т. д.

   Как известно, основой народной педагогики является наивно-реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Народ в основном верно представлял себе материальность мира, проявления причин и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такими афоризмами, как “В каждой трудности есть легкость”, “Даже лучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей” и т. д,, то нельзя не заметить, что он имеет верное представление о диалектике жизни.

   Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма –свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, “Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное”. Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: “И от плохого человека рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек”. Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: “Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет”, “Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели”. Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г. С. Лазутин, “различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…”.

Информация о работе Народная педагогика как форма воспитания личности