Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ:
ПРИРОДА И ДУХОВНОЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ
§1. Народная педагогика – совокупные педагогический знания и
воспитательный опыт народа………………………………………………………6
§2. Народная педагогика и ее характерные особенности........................................11
§3. Духовные истоки народной педагогики……………………………………….17
ГЛАВА ВТОРАЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание. Сущность, приемы и
методы воспитания…………………………………………………………………21
1.1.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры……..23
1.2.Аспекты религиозного воспитания……………………………………….29
1.3. Загадки……………………………………………………………………..30
1.4. Игры…………………………………………………...……………………35
1.5. Традиции…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………….41
БИБЛИОГРАФИЯ……………………
Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.
И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как “бесценное богатство ”человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи»...В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие
несут в себе нравственную идею. Соответственно,
они оказывают влияние на умственное,
эстетическое и нравственное воспитание.
В глубокой древности они, вероятно, выполняли
все эти функции более или менее в равной
степени. Но позднее в них доминирующим
началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление
детей, приучать их анализировать предметы
и явления из различных областей окружающей
действительности; причем наличие большого
количества загадок об одном и том же явлении
позволяло давать всестороннюю характеристику
предмету (явлению). Но значение загадок
в умственном воспитании далеко не исчерпывается
развитием мышления, они также обогащают
ум сведениями о природе и знаниями из
самых различных областей человеческой
жизни. Использование загадок в умственном
воспитании ценно тем, что совокупность
сведений о природе и человеческом обществе
приобретается ребенком в процессе активной
мыслительной деятельности.
Разнообразны содержащиеся в загадках
сведения о человеке. Здесь имеется определенная
система: много загадок о человеке в целом,
есть загадки о ребенке, затем следуют
загадки об отдельных органах человека,
далее - о частях и органах человеческого
тела: о головном мозге, глазах, зубах,
волосах, языке, пальцах, сердце и т.п. -
как о частях целого (например: «У дедушки
избушка маленькая, порог мохом оброс,
волоковое окно без затычки, ветродувы
без ставней, кровля покрыта ковылем»),
и в отдельности (например о волосах: «В
дремучем лесу нет дерева, пригодного
на крюк»). Таким образом, загадки нацеливают
мышление ребенка как на анализ, так и
на синтез, что приучало детей не упускать
из виду целое при отгадывании его частей.
Обычно самостоятельные загадки о части
предмета не повторяли тех признаков,
которые назывались в загадке о целом
предмете. Такой многосторонний подход
к одним и тем же предметам в зависимости
от взаимодействия его частей содействовал
развитию творческого мышления у детей.
Развитие мышления и памяти, обогащение
ума знаниями - главное назначение загадок.
Однако значение загадок не сводится только
к этому. Загадки обогащали детский ум
такими знаниями, которые содействовали
формированию и других качеств личности.
Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался
не только мыслями умными, но и мыслями
добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной
связи с первыми и в подчинении им. В ряде
загадок о голове глаза называются светлым
озером, а волосы - мелколесьем, мелким
ивняком, тальником, дремучим лесом. Даже
говоря о волосах, люди задумывались о
красотах родной природы и напоминали
об этом своим детям загадками, которые
и сами имели совершенную форму, были насыщены
поэтическими образами. Говоря о прекрасном
красивыми загадками, народные педагоги
развивали у подрастающего поколения
эстетический вкус.
Красива и поучительна загадка
о глазах «На стекле - один жемчуг» (чув.)
- без какой-либо назидательности она призывала
беречь глаза, самое дорогое (русские говорят:
«Беречь, как зеницу ока»). В загадках воспет
и человеческий лоб: это - и серебряная
чашка, и высокая гора за светлым озером...
В загадках как бы мимоходом дается описание
признаков умного красивого человека.
Самые разнообразные виды трудовой
деятельности охарактеризованы в загадках
о труде, об орудиях труда, о сельскохозяйственных
культурах, домашних животных, одежде,
пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной
постоянно присутствуют орудия труда
и тема труда. Например, в загадках о солнечном
свете, говорится о коромысле, о мерном
шесте и других орудиях труда. Показательно,
что часто в загадке тот или иной предмет
рассматривается по частям, а эти части,
в свою очередь, рассказывают о последовательности
трудовых операций. В загадке «Восемьдесят
солдат, два жандарма, один барин» говорится
о крыше как результате человеческого
труда: установление стропил, балок, прибивание
досок).
А сколько остроумия и юмора в загадках,
касающихся именно труда и орудий труда!
- «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница),
«Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп),
«Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У
Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др.
Поучительна загадка о мусорной яме: «Что
богаче всего в этомдоме?»
В загадках говорится о доброй
славе («Дерево свалится, и тень от чего
останется?»), высмеивается ложь («На непаханом
загоне, под невыросшей березой лежит
нерожденный заяц»), бичуется сплетня
(«Что на свете горше всего?»), говорится
о совести («Беззубая мышь кость гложет»),
о горе и печали («Что на свете тяжелее
всего?»)
Загадки о людях, их жизни и смерти,
молодости и старости непременно содержат
материал, косвенно призывающий молодежь
к совершенствованию личности:
«Чего хочешь - того не купишь, чего не
надо - того не продашь.»
Прекрасна поэтическая форма загадки,
глубока мысль, заключенная в отгадке
(молодость и старость), ценен призыв дорожить
молодостью. Для ребенка - это загадка,
а для взрослого вместе с отгадкой уже
пословица. Загадки очень разнообразны
по формам. Среди них распространены такие,
которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и
ответы на них имеют большое воспитательное
значение, образовывают, формируют убеждение,
с их помощью реализуется проблемный метод
ознакомления детей с разнообразными
идеями, явлениями действительности.
Загадки-вопросы касаются многих сторон
жизни и деятельности людей. В них отразились
привычные представления народа. Значение
этих загадок в умственном воспитании
чрезвычайно велико. Они требуют не только
сообразительности и активной мыслительной
деятельности, но и больших усилий памяти.
Ответ на некоторые вопросы-загадки дети
встречали в пословицах, песнях и сказках.
Ответы содержатся в сказках в разных
вариантах. Самым удачным обычно признается
ответ наиболее безупречный, убедительный
по содержанию и высокопоэтический по
форме. Например, для чувашской загадки:
«Что для человека дороже всего на свете?»
таким ответом является следующий: «Нет
ничего дороже родины» - этот ответ дается
в историческом сказе «О барине и его работнике».
Пословица, содержащая сравнения,
может послужить основой для двух взаимосвязанных
загадок-вопросов (в зависимости от того,
какая часть сравнения принимается за
неизвестное): «Что есть золотая колыбель?»
или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой
загадки является пословица - «Дом отца
и матери - золотая колыбель». Эта пословица
часто фигурирует в народных песнях.
Чрезвычайно интересны загадки-вопросы,
касающиеся процесса труда, орудий и результатов
трудовой деятельности: «Доска стоит -
можно расколоть, доска лежит - можно сломать,
доска сидит - не колется, не ломается.
Что делать?» Наиболее распространенная
отгадка - распилить. Иногда вопрос ставят
после каждой строки - «Что нужно?» Разгадками
служат ответы: топор, колун (или колотушка),
пила.
Иные загадки-вопросы носят характер
системы уравнений. Так, например, загадка
«Короткая и тонкая - что это такое?», предложенная
отдельно, не имеет определенной отгадки
или может иметь много предположительных
ответов, как и неопределенное уравнение.
Четыре вопроса вместе воспринимаются
как система четырех уравнений с четырьмя
неизвестными и имеют общепризнанные,
т.е. вполне определенные решения: «Короткая
и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая
и толстая - что? Длинный и толстый - что?»
Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род
толстой и короткой веревки), канат.
У всех народов есть загадки, представляющие
собой миниатюрные рассказы. Особенно
богат ими русский фольклор: «Пришел жених
к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста,
отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы
работать. "А где мать?" - Ушла долг
отдавать» (разгадка - отец пошел могилу
рыть, мать пошла повивать). Такие загадки
часто приводятся в сказках. По содержанию
загадки-вопросы всех народов похожи друг
на друга, а в форме отразились особенности
образного мышления и поэтического склада
народа. Ценность загадок-вопросов
еще и в том, что их разгадки служили распространению
пословиц, которые воспринимались уже
как собственные выводы детей и молодежи.
Обычно пословицами являются разгадки
тех загадок-вопросов, которые проблемную
ситуацию используют для распространения,
среди подрастающего поколения морально-этических
знаний. Много загадок-вопросов, содержащих
разнообразные знания об окружающей действительности,
развивающих ум, сообразительность, память.
Народ всегда был высокого мнения о загадках:
«Загадка - разгадка, да семь верст правды».
Упражнения в отгадывании и придумывании
загадок считались чрезвычайно полезными
занятиями. Мастерство «ребячьего пастуха»
- общинного педагога, отличавшегося-наибольшим
энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего
наиболее полно проявлялось именно в организации
занятий детей по загадкам. В них участвовали
дети разных возрастов, начиная с малолетних
и кончая парнями и девушками. Загадки
представляют собой комбинированные средства
воздействия на сознание, имеющие своей
целью осуществление умственного воспитания
в единстве со всеми другими сторонами
формирования личности. Это единство достигалось
благодаря тесной связи в загадках умного
(мудрые мысли, многочисленные сведения
о важном и нужном), и прекрасного (совершенные
художественные формы загадок, поэтизация
человеческой жизни и явлений природы
и т.п.). В данном случае ум расценивается
народом как цель, а прекрасное - как средство.
Именно благодаря прекрасному в загадках
такими выразительными становятся мысли
о здоровье, нравственности, труде.
Этнопедагогические миниатюры
- пословицы и загадки - играли огромную
роль в жизни народа. Их значение не исчерпано
еще и до настоящего времени. Народ был
экономен в употреблении слов, дорожил
оптимальными средствами сохранения и
передачи мысли, особо ценя лаконичность
речи: «Много сказанное -пустословие, кратко
сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется
высокое мнение о пословицах.
Загадка развивает наблюдательность
ребенка. Чем наблюдательнее ребенок,
тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Какой чудесный процесс совершается, например,
в голове ребенка, когда он быстро находит
сходство между дедом, в сто шуб одетым,
и луковицей или между девицей, сидящей
в темнице с косой на улицу, и морковью!
Ребенку, научившемуся отгадывать загадки,
можно дать задание сочинить свои загадки.
Особое место в процессе воспитания детей
занимает диагностическая функция загадки:
она позволяет воспитателю без каких-либо
специальных тестов и анкет выявить степень
наблюдательности, сообразительности,
умтвенного развития, а также уровень
творческого мышления ребенка*.
1.4. Игры
Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, ... так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» [1;44].
Празднично-игровая культура - своего
рода педагогика в действии, где все средства
использовались в гармоничном единстве,
в слаженной системе, где все элементы
взаимосвязаны. В играх применялись и
песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая
эффективная практическая педагогика,
материализованная сказка.
Забота об интеллектуальном развитии
всегда была сопряжена с физическим воспитанием
детей. Национальные подвижные игры и
физические упражнения являются ценнейшем
материалом для приобщения детей, подростков
и молодежи к богатейшему этнокультурному
наследию в сфере физического воспитания,
формирования их двигательного опыта
и культуры движений, воспитания на основе
народных обычаев, заложенных в национальных
средствах физического воспитания таких
нравственных качеств, как честность и
справедливость, дисциплинированность
и ответственность, взаимопомощь и т.д.
Многие игры помогают усваивать народные
традиции, побуждают детей быть не только
храбрыми, сильными, ловкими и выносливыми,
но и развивают интеллектуально.
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Они отражают все области материального и духовного творчества. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижения конкретных двигательных задач в быстро меняющихся условиях. В ней проявляется инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованных с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всю подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющих условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Народные подвижные игры являются традиционным средством народной педагогики. В них ярко отражаются национальные традиции и обычаи, представления о лучших нравственных качествах человека, желание совершенствовать красоту тела и культуру движения, смекалку, находчивость и стремление к победе.
Каждая игра имела
определенную цель. Например, игра "Охотники"
включала элементы охоты:
Как отмечал в своих трудах В.А. Сухомлинский "без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры, фольклор, устное народное творчество являются средствами, направленными на формирование интеллекта детей, развитие ребенка на всех этапах предполагает усвоение им элементов народной мудрости. Игнорирование этнических начал может привести к просчетам в организации учебно-воспитательной работы.
У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, в связи с чем, актуально воспитание детей на основе народной педагогики, народной культуры, которые являются неотъемлемой частью мировой культуры воспитания.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.
Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа. Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности.
Примечательно, что народ позаботился
не только об определении функций отдельных
жанров устного творчества, но и распределил
их среди отдельных возрастных групп в
соответствии с конкретными задачами
воспитания и самовоспитания. Загадками
и песнями, например, дети охотно пользуются
в своей среде, хотя новые загадки детям
и подросткам преимущественно сообщаются
взрослыми, которые сами в своей среде
к загадкам почти не прибегают, пословицы
наиболее распространены среди пожилых
людей и сообщаются детям и молодым в целях
воспитательного влияния, последние же
к ним в своей среде прибегают редко; песни
наиболее распространены именно среди
молодежи, старики почти не поют, необычайно
редко индивидуальное исполнение песен
малым ребенком и подростком. Волшебные
сказки не пользуются популярностью среди
взрослых, но их очень любят дети и подростки.
Одно из комбинированных средств воздействия
в тот или иной возрастной период имеет
превалирующее значение. Это отнюдь не
исключает совместное, и параллельное
их применение. Многообразие поэтических
форм и содержания песен, сказок, загадок
и пословиц свидетельствует о том, что
народная педагогика, определяя черты
совершенной личности, параллельно проявляла
заботу и о реализации идеала совершенного
человека. Ясно, что подобная целеустремленная
система воспитания не могла сложиться
без присутствия элемента сознательности
в педагогическом творчестве народных
масс.
Народная педагогика не мыслит
воспитание совершенного человека вне
активной деятельности. Комбинированные
меры воздействия на сознание и чувства
подрастающего поколения всегда находились
в соответствии с комплексными формами
организации его жизни и деятельности.
К комплексным формам организации жизни
молодежи следует отнести многочисленные
обычаи и традиции, обряды и праздники.
Одно из первых мест в этом ряду у всех
народов занимают трудовые традиции и
обычаи, которые в ходе своей реализации
непременно приобретают праздничную окраску.
Это: помочь - у русских, хошар ихашар - у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка - соответственно у латышей, эстонцев
и литовцев; толока - у украинцев и белорусов. В старой русской
деревне, если идет, например, по окончании
жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще
всего, одинокой и многодетной, то считалось
обычным делом в таких случаях артельно
подсобить ей. Подобная помощь со временем
превратилась в обычай взаимной помощи
- помочь. Особенно такая «помочь» была
распространена среди молодежи и, как
правило, завершалась общим весельем -
играми, танцами, песнями.
Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического
воспитания и самовоспитания, средством
проверки уровня и результатов этого воспитания.
Так, например, изумительные девичьи хороводы
носили характер ежедневных весенних
и летних «певческих фестивалей». Осенние
вечорки преследовали цель развития и
проверки эстетических вкусов в рукоделии.
Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй
у башкир преследовали цели общественного
смотра физического развития молодежи.
Неслучайно выдающийся татарский ученый
Д.Р. Шарафутдинов в своей книге о сабантуе
называет его образом жизни народа. В книге
есть разделы: «Народом рожденные», «Юность
древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан
дружбы», «Праздник здоровья, спорта»,
«От сабантуя - к Всемирным играм» и др.
Он пишет: «...У сабантуя большое будущее.
Надо лишь научно осмыслить многовековой
народный воспитательный опыт, преемственность
традиций. Без бережного отношения к этим
духовным сокровищам народа немыслимы
прогресс в общественной жизни, формирование
исторического самосознания и миропонимания
народа».
Народные спортивные праздники
были распространены почти среди всех
народов. Среди чувашей был известен весенний
праздник «серен», который проводился
детьми и молодежью под руководством старых
как день памяти умерших предков, как праздник
морального самоочищения и самосовершенствования.
В любом из праздников одна из сторон человеческого
совершенства занимала доминирующее положение,
но одновременно не выпускались из поля
зрения и другие качества совершенной
личности.
Информация о работе Народная педагогика как форма воспитания личности