Народная педагогика как форма воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ:
ПРИРОДА И ДУХОВНОЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ
§1. Народная педагогика – совокупные педагогический знания и
воспитательный опыт народа………………………………………………………6
§2. Народная педагогика и ее характерные особенности........................................11
§3. Духовные истоки народной педагогики……………………………………….17

ГЛАВА ВТОРАЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание. Сущность, приемы и
методы воспитания…………………………………………………………………21
1.1.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры……..23
1.2.Аспекты религиозного воспитания……………………………………….29
1.3. Загадки……………………………………………………………………..30
1.4. Игры…………………………………………………...……………………35
1.5. Традиции…………………………………………………………………....37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………….41
БИБЛИОГРАФИЯ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

   Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.

   И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

   Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как “бесценное богатство ”человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

 

    1. Религиозный аспект народного воспитания

    Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи»...В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

   Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

   Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.

 

    1. Загадки

  Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. 
   Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Здесь имеется определенная система: много загадок о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека, далее - о частях и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах, волосах, языке, пальцах, сердце и т.п. - как о частях целого (например: «У дедушки избушка маленькая, порог мохом оброс, волоковое окно без затычки, ветродувы без ставней, кровля покрыта ковылем»), и в отдельности (например о волосах: «В дремучем лесу нет дерева, пригодного на крюк»). Таким образом, загадки нацеливают мышление ребенка как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать из виду целое при отгадывании его частей. Обычно самостоятельные загадки о части предмета не повторяли тех признаков, которые назывались в загадке о целом предмете. Такой многосторонний подход к одним и тем же предметам в зависимости от взаимодействия его частей содействовал развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им. В ряде загадок о голове глаза называются светлым озером, а волосы - мелколесьем, мелким ивняком, тальником, дремучим лесом. Даже говоря о волосах, люди задумывались о красотах родной природы и напоминали об этом своим детям загадками, которые и сами имели совершенную форму, были насыщены поэтическими образами. Говоря о прекрасном красивыми загадками, народные педагоги развивали у подрастающего поколения эстетический вкус. 
    Красива и поучительна загадка о глазах «На стекле - один жемчуг» (чув.) - без какой-либо назидательности она призывала беречь глаза, самое дорогое (русские говорят: «Беречь, как зеницу ока»). В загадках воспет и человеческий лоб: это - и серебряная чашка, и высокая гора за светлым озером... В загадках как бы мимоходом дается описание признаков умного красивого человека. 
    Самые разнообразные виды трудовой деятельности охарактеризованы в загадках о труде, об орудиях труда, о сельскохозяйственных культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной постоянно присутствуют орудия труда и тема труда. Например, в загадках о солнечном свете, говорится о коромысле, о мерном шесте и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот или иной предмет рассматривается по частям, а эти части, в свою очередь, рассказывают о последовательности трудовых операций. В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится о крыше как результате человеческого труда: установление стропил, балок, прибивание досок). 
   А сколько остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и орудий труда! - «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др. Поучительна загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этомдоме?»    
   В загадках говорится о доброй славе («Дерево свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом загоне, под невыросшей березой лежит нерожденный заяц»), бичуется сплетня («Что на свете горше всего?»), говорится о совести («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на свете тяжелее всего?»)  
   Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности: 
«Чего хочешь - того не купишь, чего не надо - того не продашь.» 
Прекрасна поэтическая форма загадки, глубока мысль, заключенная в отгадке (молодость и старость), ценен призыв дорожить молодостью. Для ребенка - это загадка, а для взрослого вместе с отгадкой уже пословица. Загадки очень разнообразны по формам. Среди них распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности. 
  Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. В них отразились привычные представления народа. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречали в пословицах, песнях и сказках. Ответы содержатся в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме. Например, для чувашской загадки: «Что для человека дороже всего на свете?» таким ответом является следующий: «Нет ничего дороже родины» - этот ответ дается в историческом сказе «О барине и его работнике». 
   Пословица, содержащая сравнения, может послужить основой для двух взаимосвязанных загадок-вопросов (в зависимости от того, какая часть сравнения принимается за неизвестное): «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель». Эта пословица часто фигурирует в народных песнях. 
   Чрезвычайно интересны загадки-вопросы, касающиеся процесса труда, орудий и результатов трудовой деятельности: «Доска стоит - можно расколоть, доска лежит - можно сломать, доска сидит - не колется, не ломается. Что делать?» Наиболее распространенная отгадка - распилить. Иногда вопрос ставят после каждой строки - «Что нужно?» Разгадками служат ответы: топор, колун (или колотушка), пила. 
   Иные загадки-вопросы носят характер системы уравнений. Так, например, загадка «Короткая и тонкая - что это такое?», предложенная отдельно, не имеет определенной отгадки или может иметь много предположительных ответов, как и неопределенное уравнение. Четыре вопроса вместе воспринимаются как система четырех уравнений с четырьмя неизвестными и имеют общепризнанные, т.е. вполне определенные решения: «Короткая и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая и толстая - что? Длинный и толстый - что?» Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род толстой и короткой веревки), канат.  
   У всех народов есть загадки, представляющие собой миниатюрные рассказы. Особенно богат ими русский фольклор: «Пришел жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать). Такие загадки часто приводятся в сказках. По содержанию загадки-вопросы всех народов похожи друг на друга, а в форме отразились особенности образного мышления и поэтического склада народа.  Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи. 
   Обычно пословицами являются разгадки тех загадок-вопросов, которые проблемную ситуацию используют для распространения, среди подрастающего поколения морально-этических знаний. Много загадок-вопросов, содержащих разнообразные знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность, память. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Мастерство «ребячьего пастуха» - общинного педагога, отличавшегося-наибольшим энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно проявлялось именно в организации занятий детей по загадкам. В них участвовали дети разных возрастов, начиная с малолетних и кончая парнями и девушками. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде. 
   Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах.  
  Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка*. 
 
1.4. Игры

  Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, ... так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» [1;44].

   Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка. 
   Забота об интеллектуальном развитии всегда была сопряжена с физическим воспитанием детей. Национальные подвижные игры и физические упражнения являются ценнейшем материалом для приобщения детей, подростков и молодежи к богатейшему этнокультурному наследию в сфере физического воспитания, формирования их двигательного опыта и культуры движений, воспитания на основе народных обычаев, заложенных в национальных средствах физического воспитания таких нравственных качеств, как честность и справедливость, дисциплинированность и ответственность, взаимопомощь и т.д.  Многие игры помогают усваивать народные традиции, побуждают детей быть не только храбрыми, сильными, ловкими и выносливыми, но и развивают интеллектуально.

 Игры являются сокровищницей  человеческой культуры. Они отражают  все области материального и духовного творчества. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижения конкретных двигательных задач в быстро меняющихся условиях. В ней проявляется инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованных с коллективными действиями.

   В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всю подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющих условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

   Народные  подвижные игры являются традиционным средством народной педагогики. В них ярко отражаются национальные традиции и обычаи, представления о лучших нравственных качествах человека, желание совершенствовать красоту тела и культуру движения, смекалку, находчивость и стремление к победе.

 Каждая игра имела  определенную цель. Например, игра "Охотники" включала элементы охоты: метания,  состязания в стрельбе на точность и дальность; в играх "Салки", "Гуси-лебеди", "Крепость" и многих других выявлялись наиболее сильные, ловкие, выносливые.

    Как отмечал в своих трудах В.А. Сухомлинский "без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий".

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры, фольклор, устное народное творчество являются средствами, направленными на формирование интеллекта детей, развитие ребенка на всех этапах предполагает усвоение им элементов народной мудрости. Игнорирование этнических начал может привести к просчетам в организации учебно-воспитательной работы.

   У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, в связи с чем, актуально воспитание детей на основе народной педагогики, народной культуры, которые являются неотъемлемой частью мировой культуры воспитания.

 

    1. Традиции

   Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

  Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа. Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности.  

   Примечательно, что народ позаботился не только об определении функций отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибегают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребенком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное, и параллельное их применение. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс. 
   Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь - у русских, хошар  ихашар - у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка - соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока - у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего, одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Подобная помощь со временем превратилась в обычай взаимной помощи - помочь. Особенно такая «помочь» была распространена среди молодежи и, как правило, завершалась общим весельем - играми, танцами, песнями. 
  Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей». Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели общественного смотра физического развития молодежи. Неслучайно выдающийся татарский ученый Д.Р. Шарафутдинов в своей книге о сабантуе называет его образом жизни народа. В книге есть разделы: «Народом рожденные», «Юность древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан дружбы», «Праздник здоровья, спорта», «От сабантуя - к Всемирным играм» и др. Он пишет: «...У сабантуя большое будущее. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа». 
   Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний праздник «серен», который проводился детьми и молодежью под руководством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования. В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.

Информация о работе Народная педагогика как форма воспитания личности