Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ:
ПРИРОДА И ДУХОВНОЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ
§1. Народная педагогика – совокупные педагогический знания и
воспитательный опыт народа………………………………………………………6
§2. Народная педагогика и ее характерные особенности........................................11
§3. Духовные истоки народной педагогики……………………………………….17
ГЛАВА ВТОРАЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание. Сущность, приемы и
методы воспитания…………………………………………………………………21
1.1.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры……..23
1.2.Аспекты религиозного воспитания……………………………………….29
1.3. Загадки……………………………………………………………………..30
1.4. Игры…………………………………………………...……………………35
1.5. Традиции…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………….41
БИБЛИОГРАФИЯ……………………
Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах - мелодии.
Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Еще В. Г. Белинский писал, что “автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица”. А. Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы”. В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в “самовыражении”, коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде, в которой оно бытовало.
В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это “коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека”. (А. М. Горький) На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор– народ.
Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала; школу, куда ее не допускали; книгу, которой она была лишена. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа.
§3. Духовные истоки народной педагогики
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.
Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух». Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.
С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…
Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнеспособна и в этом ее сила.
Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.
Как же называли Богиню Земли?
Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.
Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца. Мог ли такой человек плохое учинить Земле-кормилице, отравить чистое небо дымом и ядовитыми газами?
Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.
Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».
В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека. В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже природа.
В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними. Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания.
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.
Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.Яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.
Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующий эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все – более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
ГЛАВА ВТОРАЯ:
СЛОЖИВШИЕСЯ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание.
Сущность, приемы и методы воспитания
Национальная культура находится в гармонии с национальным характером, она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.
Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни.
Национальное воспитание, все богатство его содержания направлены на формирование гармонической личности, ее этнического самосознания, нравственного и эстетического отношения. Воспитанность личности - интеллектуальная, нравственная, эстетическая и др. - способствовали тому, чтобы и народная философия, и общественное мировоззрение становились достоянием этноса. И это являлось серьезным источником развития общенациональных форм самосознания, что, в свою очередь, создавало культурное, ценностное и информационное пространство для совершенствования личности. Духовно-нравственное богатство народа, заключенное в народной морали и этической идеологии, объединяет все звенья этической системы воспитания. Народная мораль и идеология, выражающие традиционную духовность этноса, в максимальной мере представлена именно в этнопедагогике [8, с.36].
В формировании развития ребенка средства, приемы этнопедагогических знаний выступают вполне дифференцированно: пословицы и поговорки преимущественно направлены на нравственное назидание, их поэтическая форма не может не влиять и на эстетическое воспитание; загадки служат для развития сообразительности, интеллекта; песни и танцы - для эстетического воспитания; сказки - для всего.
Особенности умственного развития детей можно проследить на примере усвоения фольклора. Пословицы, поговорки выполняют роль средств реагирования на ситуацию, служат аргументом агитации, формой санкции, поощрения. При формировании трудолюбия у ребенка народная педагогика опиралась на употребление как бытовых пословиц и поговорок, в частности о труде, бережливости, трудолюбии, честности, пороках, красоте, глупости, упрямстве, не говоря уже о сгустках мудрости, имеющих отношение к нравственно-философским коллизиям жизни.
Уже в древнерусских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.
Информация о работе Народная педагогика как форма воспитания личности