Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ:
ПРИРОДА И ДУХОВНОЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ТРАДИЦИЙ
§1. Народная педагогика – совокупные педагогический знания и
воспитательный опыт народа………………………………………………………6
§2. Народная педагогика и ее характерные особенности........................................11
§3. Духовные истоки народной педагогики……………………………………….17
ГЛАВА ВТОРАЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. Педагогическое воззрение народа на воспитание. Сущность, приемы и
методы воспитания…………………………………………………………………21
1.1.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры……..23
1.2.Аспекты религиозного воспитания……………………………………….29
1.3. Загадки……………………………………………………………………..30
1.4. Игры…………………………………………………...……………………35
1.5. Традиции…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………….41
БИБЛИОГРАФИЯ……………………
Подобным средством воспитания являются
русские народные плачи. Плакали - причитали
по умершим, но для живых. Например, «Плач
по жене» адресован мужу, чтобы помнил
о детях оберегал их от злой мачехи; детям
- чтобы они помнили мать и росли добрыми
и умными; ровесникам детей умершей - чтобы
они помнили о своих здравствующих матерях
и ценили их заботу, призыв к живым - быть
столь же совершенными, каким был тот,
о ком льются слезы. В плачах причитали
и о «рожаном» ребенке, и о приемыше, о
«смотреньице», «воспитаньице», о вскормлении
и т.п. В плачах подводился итог жизни умершего,
русские плачи - некрологи изумительной
поэтической силы... Обратимся, например,
к следующим строкам «Плача по приемышу».
Дифференцированный подход к приемам,
способам и формам воспитания обеспечивал
конкретность и целеустремленность работы
по формированию черт совершенства. Программа
воспитания порой оказывалась распределенной
по годам, месяцам и даже дням недели и
была тесно связана с годовыми трудовыми
циклами. Так, например, чувашские названия
весенних, летних и осенних месяцев связаны
с сельскохозяйственными работами: месяц
сева, месяц серпа, месяц молотьбы и т.п.
Май - месяц молодежных хороводов, октябрь
- месяц свадеб, ноябрь - месяц памяти предков
и т.п. О днях существовали следующие поверья:
понедельник - день песнопений; среда -
день жизни и здоровья, благоприятна для
посева гороха; четверг - день наиболее
продуктивной работы; пятница - день памяти
предков, день отдыха, день чистого тела
и очищения души и т.п. Воспитательное
значение имело даже время суток: «утро
вечера мудренее», «утро для важного дела»;
«петь только после полудня, лучше всего
- после ужина»; «утреннее песнопение -
предвестник вечерних слез», «день - не
для сказок, их рассказывают только после
захода солнца» и т. д. и т. п. Здесь, конечно,
присутствует элемент суеверия, но главное
- проявляется забота трудолюбивого народа
о создании условий для формирования черт
совершенного человека.
Заключение
Совершенствование человека представлялось
народом вполне конкретно и определенно:
речь шла не только о синтетическом образе
совершенного человека, но и о формировании
конкретных качеств личности. Наиглавнейшее
место в формировании этих качеств отводилось
труду. В устном творчестве многих народов
распространены идеи о неограниченных
возможностях совершенствования человека
в труде. В русской сказке «Царевна-лягушка»,
например, даже царь проверяет своих невесток
и «при рукоделии, и при деле». Крестьяне
переносили свои представления о жизни,
порожденные характером их деятельности
даже на жизнь царской семьи. Народная
педагогика не допускает никаких компромиссов
и уступок в области нравственности, в
ней нет снисхождения к тем, кто нарушает
требования народных идеалов. Образцы
нравственного совершенства - сказочные
и былинные богатыри, герои преданий, легенд,
мифов и песен. В устном творчестве народов
не последнее место занимает также идея
о физическом совершенствовании человека.
Выдающимся достижением народной педагогики
является выдвижение такого важного условия
совершенствования личности, как связь
каждого человека с себе подобными. Требование
этой связи в народной педагогике сформулировано
в виде призыва к единству действий, к
солидарности, к сплочению усилий трудящихся
в борьбе за улучшение своей жизни. Творческий
гений равно присущ как многочисленным,
так и малочисленным народам. В педагогической
культуре каждого народа есть самобытные
достижения, призванные реализовать идею
совершенного человека. С точки зрения
общечеловеческих идеалов заслуживают
внимания и русские былины, и украинская
«парубоцька громада», и грузинские спортивные
традиции, и молдавские танцы, и цыганские
пляски для самых маленьких, и еврейские
интеллектуальные традиции, и эскимосская
система обучения метеорологии, и башкирский
детский праздник «каргатуй», и исключительно
богатые содержанием мордовские песни,
и поражающие мудростью калмыцкие сказки,
и многое, многое другое.
Этническая педагогика, интернациональная
в своей основе и общечеловеческая по
своему значению, исследует и обобщает
воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое
воспитание как высший этап развития всех
исторических форм воспитания, когда-либо
имевшихся у человечества, вбирает в себя
положительные педагогические достижения
всех народов и племен.
Как общенациональный идеал совершенного
человека не мог быть создан одним человеком,
будь он и величайшим педагогом, так и
общечеловеческий идеал не мог быть создан
одним народом, в одной стране. Система
воспитания не изобретается, а усваивается,
ее вырабатывает все человечество и передает
последующим поколениям. История педагогики
показывает, что общечеловеческий идеал
гармонически развитой личности создается
только совместными усилиями всех народов.
Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные
сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.
Народное воспитание – это общественное воспитание.
Библиография
1. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. - Майкоп, 1999-407с.
3. Ушинский К.Д. Родное слово, Этническая педагогика. - Астрахань, 1995.-с.85-87.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа. /Образование в поисках человеческих смыслов.- Ростов на Дону, 1995.-с.111-127
5. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. - Элиста, 1995.-с.53-56
6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Педагогические сочинения в 6-ти т.т.1-сост.С.Ф.Егоров.- М: Педагогика, 1988
7. Макаренко А.С. Собр. соч.- М., 1957. т.4
8. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев.
М.: Гелиос АРВ, 2007.- 384с.
9. Аслаханов С.-А.М. Народные игры и физические упражнения как средство модернизации процесса физического воспитания детей. Вестник института проблем образования МО и Н ЧР, выпуск 2, Грозный.-2004
10. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С.7-8.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000г.
12. Бердяев Н.А. Судьба России. –М.: 1990г.
13. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.
14. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.
Интрнет-ресурсы:
http://gendocs.ru/
http://bibliofond.ru
Информация о работе Народная педагогика как форма воспитания личности