Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:07, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат диссертации.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Автореферат диссертации

по теме "Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии"

 

На правах рукописи

 

КОЛЕСНИКОВА Анна Михайловна

 

Нарушения понимания и выражения средствами «зыка пространственно-временных отношений при экспрессивной ал алии

 

Специальность 13 00 03 - коррекционная педагогика (логопедия)

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических на^тс

 

Москва - 2007

 

003069051

 

Работа выполнена в Московском городском педагогическом университете на кафедре логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии

 

Научный руководитель:

 

кандидат педагогических наук, профессор Иншакова Ольга Борисовна

 

Официальные оппоненты

 

доктор педагогических наук, профессор Орлова Ольга Святославовна

 

кандидат педагогических наук, доцент Преснова Ольга Викторовна

 

Ведущая организация Российский государственный педагогический

 

университет им А И Герцена

 

Защита состоится « /У» М&Я- 2007 года в ^^ часов на заседании Диссертационного совета К 212154 01 в Московском педагогическом государственном университете по адресу 119571, Москва, пр Вернадского, д 88, ауд №

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского Педагогического Государственного Университета по адресу 119992, Москва, Ул Малая Пироговская, д 1

 

Автореферат разослан «^У » /¿/^¡£¿-¿¿-(^2007 года

 

Ученый секретарь Диссертационного Совета

 

Веретенникова Л К

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве

 

Известно, что алалия у детей является сложнейшим комплексом языковых и неязыковых нарушений Он оказывает отрицательное воздействие не только на овладение языком как особой знаковой системой, но и на весь процесс школьного обучения и адаптацию детей в социуме (В А Ковшиков)

 

Научной базой для системного изучения алалии стали работы 3 Е Агранович, Г В Бабиной, Р А Беловой-Давид, Б М Гриншпуна, Г13 Гуровец, JIР Давидович, Г.И Жаренковой, Е М Мастюковой, Л В Мелеховой, О Н Усановой, Л М Чудиновой, Н Hoff, А Liebmann и других, среди которых основополагающими остаются исследования В К Воробьёвой, В А Ковшикова, А Н.Корнева, Р.Е Левиной, А К Марковой, В К Орфинской, Е Ф Соботович, Н Н Трауготт, С Н Шаховской

 

Теоретические представления, базирующиеся на современных исследованиях, позволяют утверждать, что экспрессивной алалии свойственно недоразвитие всех компонентов устной речи Феноменологию нарушения наиболее ярко характеризуют резко выраженная диссоциация между экспрессивной и импрессивной речью, между изолированным произнесением звуков и их произнесением в речевом потоке, наличие множественных нерегулярных, нестабильных, контексту.шьно зависимых звуковых замен, нарушения усвоения языковых знаков и способов оперирования ими в процессе порождения речи Наряду с этим для данной патологии характерен ряд неязыковых симптомов, обусловливающих данное нарушение

 

Нарушения понимания используемых языковых средств, обозначающих пространственные и временные отношения, в структуре алалии стали обсуждаться только в последнее время Их роль в механизмах данной речевой патологии полностью не определена, что позволяет различным авторам выскагывать на этот счет подчас противоположные мнения Одни исследователи считают, что у детей с алалией нарушается исключительно выражение временных и пространственных отношений средствами устной речи (В А Ковшиков), другие утверждают, что нарушена не только

 

сама вербализация этих отношений, но оказывается несформированной их чувственная основа (О П Гантимурова, И Ф Повалаки)

 

Существующие разногласия не позволяют получить достаточно ясных представлений о характере данного дефекта Решение вопросов о роли пространственно-временных представлений в развитии речеязыковых навыков, выражающих временные и пространственные отношения, позволит наиболее полно представить структуру экспрессивной алалии

 

Проблема исследования состоит в следующем «Каковы особенности развития пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией, и как они связаны с нарушениями их устной речи»

 

Решение данной проблемы является целью исследования

 

Объект исследования - состояние устной речи, пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией

 

Предмет исследования - процесс понимания и отражения в устной речи пространственно-временных отношений у учащихся с алалией

 

Цель, объект и предмет исследования определяют гипотезу, которая основывается на предположении о том, что нарушения понимания и вербализации пространственно-временных отношений у детей с экспрессивной алалией вызваны несформированностью у них субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений

 

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи 1 Разработать концептуальные подходы к анализу проблемы экспрессивной алалии и отбору экспериментальных методик, направленных на ее исследование, на основе изучения и обобщения педагогической, логопедической, психологической, психофизиологической,

 

нейропсихологической и психолингвистической литературы 2. Осуществить анализ медико-психолого-педагогической документации и на его основе отобрать группу школьников с диагнозом «моторная алалия»

 

3 Изучить сведения о периоде раннего развития, а также состояние устной речи у отобранных детей на момент проведения обследования, сформировать экспериментальную и контрольную группы

 

4 Провести анализ результатов экспериментального исследования восприятия пространства и времени, понимания вербальных средств, отражающих пространственно-временные отношения и способности их использования в устной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

 

5 Разработать и внедрить  в логопедическую практику основные  направления коррекционной работы  по преодолению нарушений пространственно-временных  представлений у детей с экспрессивно!! алалией Методы исследования  были выбраны с учетом спгцифики  предмета и объекта, соответствовали  цели, задачам и гипотезе работы

 

- теоретический метод анализ литературных источников по исследуемой проблеме,

 

- эмпирические методы беседа, анкетирование, анализ медико-психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент,

 

- количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием статистических методов (коэффициент Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена)

 

Методологической основой исследования явились фундаментальные философские и естественнонаучные представления о неразрывности существования в нашей реальности пространства и времени (В И Вернадский, А Эйнштейн), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л С Выготский, А А Леонтьев, А Р Лурия), положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б Г.Ананьев, Л С Выготский, А Н Леонтьев, А Р Лурия), принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л С.Выготский, Р Е Левина)

 

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично соискателем, заключаются в том, что автором

 

■ установлено, что несформированность пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения, и возможности оперирования ими в устной речи,

 

■ выявлены взаимосвязи между нарушением отдельны* компонентов речеязыковой системы и особенностями пространственно-временны < представлений у учащихся с алалией,

 

■ обоснована необходимость осуществления специального обучения по развитию у детей с алалией пространственно-временных предсгавлений, способствующего повышению эффективности преодоления нарушений отражения пространственно-временных отношений в устной речи,

 

■ определены основные направления коррекционной работы по формированию представлений о времени и пространстве у данной категории детей

 

Научная новизна исследования заключается в том, что * впервые для обследования детей с экспрессивной алалией использовалась стандартизированная методика изучения устной речи, позволяющая объективно оценить степень нарушения каждого из изучаемых ее компонентов,

 

■ получены новые данные о нарушениях пространственных и временных представлений у детей с экспрессивной алалией

 

- выявлены стойкие нарушения не только употребления и понимания вербальных средств, обозначающих пространственно-временные отношения, но и расстройства восприятия этих отношений,

 

- установлено, что пространственно-временные представления у школьников с алалией без специального обучения практически не развиваются,

 

■ определена взаимосвязь между нарушениями устной речи и особенностями формирования пространственных и временных представлений у детей с экспрессивной алалией

 

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

 

■ выявлены стойкие специфические показатели нарушений в понимании и использовании речеязыковых средств, применяемых для обозначения категорий пространства и времени у школьников с экспрессивной алалией,

 

■ расширены теоретические представления о патогенетических механизмах экспрессивной алалии, связанных с нарушениями субъективного восприятия пространства и времени, определяющих несформированность вербальных средств, отражающих данные категории,

 

■ теоретически обоснованы и определены направления коррекционной работы по формированию категорий времени и пространства в устной речи посредством развития пространственно-временных ощущений на чувственной основе с их последующей вербализацией

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что

 

■ разработаны и опубликованы учебно-методические рекомендации по проведению коррекционной работы с учащимися начальных классов школ V вида,

 

■ система работы по формированию пространственных и временных ощущений способствует повышению эффективности логопедической работы, направленной на развитие речеязыковых навыков, выражающих пространственно-временные отношения, и может являться базовой для педагогов специальных коррекционных шкоп, работающих с детьми, страдающими алалией,

 

■ результаты исследования могут использоваться в лекционных курсах и материалах

 

спецсеминаров для студентов педагогических вузов, изучающих логопедию, • практическая ценность диссертации состоит также в применении результатов исследования в педагогической деятельности учителей-логопедов школы-интерната №60, дефектологов и других специалистов, работающих с детьми с алалией Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на современные достижения различных отраслей научного знания, учетом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, применением теоретических и эмпирических методов исследования адекватных его объекту, целям, задачам и логике, проведением констатирующего эксперимента, использованием количественного и качественного анализа полученных результатов Исследователем лично собран весь экспериментальный материал, проведен эксперимент и качественно-количественная обработка полученных данных Статистическая достоверность полученных результатов обеспечивается значительным объемом учащихся, участвующих в эксперименте, и применением методов математической обработки данных

 

Организация исследования. Настоящее исследование проводилось с 1999 по 2004 г в условиях общеобразовательных (школы № 126, № 1916) и коррекционных школ V вида г Москвы (№ 28, № 45, № 60, № 573), а также на базе детской психиатрической больницы № 6 Всего быю исследовано 102 учашихся в возрасте 8-12 лет Исследование включало несколько этапов

 

Первый этап (1999-2000 годы) - теоретическое исследование проблемы изучение и анализ литературы по теме, формулирование основной цели исследования, определение его гипотезы, задач и методов

 

Второй этап (2000-2001 годы) - проведение поискового эксперимента в школах, в результате которого определялся контингент детей для участия в экспериментальном исследовании, разработка методики констатирующего эксперимента

 

Третий этап (2001-2003 годы) - проведение констатир> ющего эксперимента, анализ его результатов, разработка основных направлений коррекционного воздействия по формированию пространственных и временных представлений и их вербализации у школьников с алалией, анализ и обобщение полученных результатов

 

Четвертый этап (2003-2004 годы) - систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, проверка гипотезы, формулирование выводов, оформление диссертации

 

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения его положений на заседаниях кафедры логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета (1999-2006), на общеуниверситетских научно-практических конференциях, проводимых в рамках дней науки в МГПУ «Модернизация образования исследования докторантов, аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2002), «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2003), на научно-практической конференции «Логопедическая помощь учащимся с ТНР в условиях специальной общеобразовательной школы V вида» (февраль 2001), на педагогических советах школы-интерната №60 для детей с ТНР (2000-2002), на заседании ученого совета факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ и дефектологического факультета МПГУ (март 2004, ноябрь 2006)

 

Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях, список которых приводится в конце автореферата

 

Основные положения, выносимые на защиту:

 

1 В структуре речевого дефекта при экспрессивной алалии значительное место занимают нарушения понимания и применения вербальных средств, обозначающих пространственно-временные отношения

 

2 Особенности понимания и обозначения в устной речи категорий пространства и времени у школьников с алалией связаны с нарушением восприятия пространства и времени

 

3 Отсутствие спонтанного формирования пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией требует создания методики логопедической работы по развитию представлений о пространственно-временных отношениях и их обозначения языковыми средствами

Информация о работе Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии