Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:07, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат диссертации.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

 

4. Провести анализ результатов  экспериментального исследования  восприятия пространства и времени, понимания вербальных средств, отражающих  пространственно-временные отношения  и способности их использования  в устной речи у детей экспериментальной  и контрольной групп.

 

5. Разработать и внедрить  в логопедическую практику основные  направления коррекционной работы  по преодолению нарушений пространственно-временных  представлений у детей с экспрессивной  алалией.

 

Методологической основой исследования явились фундаментальные философские и естественнонаучные представления о неразрывности существования в нашей реальности пространства и времени (В.И.Вернадский, А.Эйнштейн); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия); положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, А.Р.Лурия); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С.Выготский, Р.ЕЛевина).

 

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ педагогической, психологической, психофизиологической, нейропсихологической, психолингвистической и специальной педагогической литературы по теме исследования; анализ медицинской, психологической и педагогической документации; экспериментальный метод, включающий констатирующий психолого-педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности школьников в ходе эксперимента; методы статистической обработки полученных результатов.

 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на современные достижения различных отраслей научного знания, учетом и использованием достижений современной психологопедагогической науки, применением научно обоснованных апробированных методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования. Статистическая достоверность полученных результатов обеспечивается значительным количеством учащихся, участвующих в эксперименте, и применением методов математической обработки данных.

 

Наиболее существенные результаты исследования: установлено, что несформированность пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения, и возможности оперирования ими в устной речи; выявлены взаимосвязи между нарушением отдельных компонентов речеязыковой системы и особенностями пространственно-временных представлений у учащихся с алалией; обоснована необходимость осуществления специального обучения по развитию у детей с алалией пространственно-временных представлений, способствующего повышению эффективности преодоления нарушений отражения пространственно-временных отношений в устной речи; определены основные направления коррекционной работы по формированию представлений о времени и пространстве у данной категории детей.

 

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для обследования детей с экспрессивной алалией использовалась теоретически обоснованная стандартизированная методика изучения устной речи, позволяющая объективно оценить степень нарушения каждого из изучаемых ее компонентов; получены новые данные о нарушениях пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией; выявлены стойкие нарушения не только употребления и понимания вербальных средств, обозначающих пространственно-временные отношения, но и расстройства восприятия этих отношений; установлено, что пространственно-временные представления у школьников с алалией без специального коррекционного обучения практически не развиваются; определена взаимосвязь между нарушениями устной речи и особенностями формирования пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены стойкие специфические показатели нарушений в понимании и использовании речеязыковых средств, применяемых для обозначения категорий пространства и времени у школьников с экспрессивной алалией; расширены теоретические представления о патогенетических механизмах экспрессивной алалии, связанных с нарушениями субъективного восприятия пространства и времени, определяющих несформированность вербальных средств, отражающих данные категории; теоретически обоснованы и определены направления коррекционной работы по формированию категорий пространства и времени в устной речи посредством развития пространственно-временных ощущений на чувственной основе с их последующей вербализацией.

 

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и опубликованы учебно-методические рекомендации по проведению коррекционной работы с учащимися начальных классов школ V вида; система работы по формированию пространственных и временных ощущений способствует повышению эффективности логопедической работы, направленной на развитие речеязыковых навыков, выражающих пространственно-временные отношения, и может являться базовой для педагогов специальных коррекционных школ, работающих с детьми, страдающими алалией; результаты исследования могут использоваться в лекционных курсах и материалах спецсеминаров для студентов педагогических вузов, изучающих логопедию; практическая ценность диссертации состоит также в применении результатов исследования в педагогической деятельности учителей-логопедов школы-интерната №60, дефектологов и других специалистов, работающих с детьми с алалией.

 

Организация исследования. Исследовательская работа проводилась с 1999 по 2004 г. в условиях двух видов школ - общеобразовательных и специальных школ V вида г.Москвы, а также на базе детской психиатрической больницы. Экспериментальное изучение охватило 102 учащихся в возрасте 8-12 лет и состояло из нескольких этапов.

 

На первом этапе в различных московских школах и клиниках было проанализировано более 1000 детских медицинских карт и на основании наличия у детей диагноза «моторная алалия» для проведения исследования осуществлен отбор 50 школьников.

 

На втором этапе было проведено подробное изучение периода раннего речевого развития и развернутое обследование устной речи у отобранных учащихся для уточнения правильности логопедического заключения, на основе которого далее и была сформирована экспериментальная группа. Для сопоставления была определена контрольная группа в составе 52 школьников того же возраста с нормальным речевым развитием.

 

На третьем этапе у детей экспериментальной и контрольной групп изучалось восприятие, понимание и отражение в устной речи пространственно-временных представлений.

 

На четвертом этапе определялась взаимосвязь между обнаруженными у детей экспериментальной группы нарушениями устной речи и выявленными у них особенностями пространственно-временных представлений.

 

Для математической обработки полученных данных применялись параметрические (t-критерий Стьюдента) и непараметрические (U-критерий Манна-Уитни, критерий знаковых ранговых сумм Уилкоксона для парных наблюдений) методы, метод ранговой корреляции Спирмена, а также методы описательной статистики. Использовался пакет статистических программ SPSS 11.0.

 

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ

 

1999-2006); на общеуниверситетских  научно-практических конференциях, проводимых в рамках дней науки  в МГПУ: «Модернизация образования: исследования докторантов, аспирантов  и соискателей МГПУ» (май 2002); «Актуальные  проблемы научных исследований  аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2003); на научно-практической  конференции «Логопедическая помощь  учащимся с ТНР в условиях  специальной общеобразовательной  школы V вида» (февраль 2001); на педагогических  советах школы-интерната №60 для  детей с ТНР (2000-2002); на заседаниях  ученого совета факультета специальной  педагогики и специальной психологии  МГПУ и дефектологического факультета  МПГУ (март 2004, ноябрь 2006).

 

По теме диссертации опубликовано 8 работ, список которых приводится в конце автореферата.

 

На защиту выносятся следующие положения:

 

1. В структуре речевого  дефекта при экспрессивной алалии  значительное место занимают  нарушения понимания и применения  вербальных средств, обозначающих  пространственно-временные отношения.

 

2. Особенности понимания  и обозначения в устной речи  категорий пространства и времени  у школьников с алалией связаны  с нарушением восприятия пространства  и времени.

 

3. Отсутствие спонтанного  формирования пространственно-временных  представлений у школьников с  экспрессивной алалией требует  создания методики логопедической  работы по развитию представлений  о пространственно-временных отношениях  и их обозначения языковыми  средствами.

 

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 253 отечественные и 8 зарубежных работ. Общий объем диссертации составляет 156 страниц. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 21 рисунком.

 

Заключение диссертации

научная статья по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)"

 

Результаты исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп показал, что между детьми двух групп были обнаружены статистически значимые различия по всем имеющимся показателям (р<0,001). У школьников с алалией было нарушено понимание названий и логики последовательной смены основных временных единиц, а также отражение этой последовательности в словесной форме. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызывали задания, связанные с вербализацией представлений о месяцах и ориентировкой на часах со стрелкой. Проведенный анализ показал, что у школьников с алалией представления о временных единицах в 12 лет оставались ^сформированными, такими же, как у детей 8-ми лет.

 

У учащихся с алалией оказались также не сформированы субъективные ощущения длительности временного интервала в одну минуту. Школьники экспериментальной группы все пробы методики выполняли хуже, чем учащиеся контрольной группы (р<0,001), что проявлялось в более высоких показателях ошибок отмеривания и воспроизведения одной минуты детьми экспериментальной группы. Максимальные различия между экспериментальной и контрольной группами были обнаружены при воспроизведении детьми одной минуты сразу после предъявления эталона, при отмеривании одной минуты в процессе прослушивания ритмичной музыки и шагания ими на месте. Обучение не изменяло у детей экспериментальной группы субъективных представлений о минуте. Также ритмизированная музыка и движения в определенном ритме при ходьбе на месте не способствовали увеличению точности отмеривания минуты школьниками экспериментальной группы, как это наблюдалось у учащихся контрольной группы. Несформированность у школьников с алалией субъективных представлений о длительности одной минуты отрицательно сказывалась на планировании детьми своей деятельности в этом временном диапазоне. И самое главное, что характеризовало детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что показатели отмеривания 1 минуты и планирования ими своей деятельности во времени не соответствовали норме и были практически одинаково неверными у детей 8,9,10,11 и 12 лет.

 

В ходе анализа особенностей субъективного восприятия течения времени и пространства детьми с экспрессивной алалией были обнаружены корреляционные связи данных особенностей как с уровнем сформированности устной речи в целом, так и отдельных ее компонентов.

 

 

Особенности копирования фигур оказались связаны с нарушениями артикуляционной моторики, повторения цепочек слогов, называния предметов по картинкам, употребления предлогов, составления предложений из слов в начальной форме и программирования текста при рассказе по серии картинок.

 

Особенности субъективного ощущения течения времени у детей с алалией были связаны с нарушениями серийной организацией речевых движений, звукового анализа слов, повторения предложений, употребления предлогов, программирования текста при рассказе по серии картинок и смысловой адекватности пересказа.

 

У детей с алалией наблюдалась также отрицательная корреляция между уровнем сформированности их устной речи и показателями ошибок при временном планировании, то есть дети с высокими показателями ошибок при планировании обнаруживали более низкие показатели сформированности устной речи.

 

Стойкие нарушения субъективных представлений о пространстве и времени у школьников с алалией препятствуют овладению данными категориями в устной речи детей. Это обусловило необходимость разработки двух основных направлений коррекционной работы: формирования субъективных ощущений пространства и пространственных представлений; формирования субъективных ощущений течения времени и временных представлений.

 

Коррекционную работу с детьми с алалией целесообразно начинать с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и целостного восприятия этих предметов в пространстве и времени. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственно-временных отношений.

 

Формирование пространственных представлений содержит несколько последовательно реализуемых этапов: развитие соматогностических, тактильных и кинестетических ощущений; формирование представлений о «схеме собственного тела»; развитие ориентировки в окружающем пространстве; развитие ориентировки в двумерном пространстве; развитие понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

 

Формирование временных представлений предполагает следующую последовательность: развитие представлений об ощущаемых биоритмах собственного тела и ритмах окружающей среды; развитие субъективных ощущений длительности временных интервалов, формирование временных эталонов; формирование способности планировать свою деятельность во времени; развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализации; развитие у учащихся понимания и выражения средствами языка отношений временной последовательности; дальнейшее совершенствование понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения.

Информация о работе Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии