Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:07, автореферат
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве
Специфика логопедической работы определяется программным материалом, условиями обучения школьников и осуществляться в групповой и/или индивидуальной форме. При групповой форме проведения коррекции может использоваться как отдельный блок занятий, так и любая составная часть коррекционного занятия (вступительная или заключительная), или отдельные приемы работы, которые могут быть включены в структуру каждого урока, сочетаясь с изучением программного материала.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. У учащихся с экспрессивной
алалией в возрасте с 8-ми до
12-ти лет сохраняются стойкие
нарушения понимания и
2. Полученные экспериментальные
данные демонстрируют то, что
в процессе овладения
3. Нарушения понимания
и обозначения речеязыковыми
средствами пространственных
4. Нарушения понимания
и использования словесной
5. У учащихся с алалией
в 12-летнем возрасте показатели
сформированности
6. Преодоление нарушений
в овладении категориями
Заключение
Актуальность изучения особенностей пространственно-временных представлений у детей с алалией обуславливается обнаруживаемыми у них нарушениями вербализации и понимания этих отношений, носящими выраженный и устойчивый характер и сохраняющимися у них в младшем и в среднем школьном возрасте, препятствуя полноценному речевому и психическому развитию детей.
В специальных речевых школах в коррекционном процессе делается акцент в основном на формирование устной речи детей с алалией и почти не уделяется внимание развитию чувственных процессов, на которых базируются все высшие психические функции. В частности, не отводится время на формирование у учащихся субъективных представлений о пространстве и времени, которые являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, в том числе и речи. А пространственно-временные функции у детей с алалией нарушены достаточно устойчиво, что не позволяет детям овладевать данными категориями в устной речи. Поэтому особенности нарушений пространственно-временного восприятия и представлений и их целенаправленная коррекция у детей с алалией могут и должны стать предметом тщательного анализа, что и составило цель данного диссертационного исследования.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что нарушения понимания и вербализации пространственно-временных отношений у детей с экспрессивной алалией вызваны несформированностью у них субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений.
Для проведения исследования осуществлялся отбор детей с алалией на основании медицинских показаний, у которых для уточнения правильности логопедического заключения был подробно изучен период раннего речевого развития и исследована устная речь. Это позволило сформировать экспериментальную группу детей со специфическими языковыми симптомами алалии, у которых позже изучались особенности пространственно-временных представлений. Для сопоставления результатов была набрана контрольная группа детей с нормальным речевым развитием.
Изучение раннего периода формирования речи проходило с помощью анкетирования. Для исследования состояния устной речи была выбрана стандартизированная методика обследования устной речи Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной, в которую дополнительно включены пробы, вызывающие особые трудности у детей с алалией. Пространственные представления исследовались с использованием методик А.В.Семенович, Л.С.Цветковой и И.Н.Садовниковой. Представления об основных временных единицах (частях суток, временах года, месяцах, днях недели, часах и понятиях «вчера», «сегодня», «завтра») изучались с применением методики Т.Д.Рихтерман и Т.И.Тарабариной. Изучение субъективных представлений о времени осуществлялось по методике позволяющей исследовать у школьников ощущения временного интервала длительностью 1 минута, в основу которой были положены исследования Е.М.Гареева, А.С.Дмитриева, В.ИЛупандина, О.Е.Сурниной.
Изучение анамнестических данных учащихся экспериментальной группы выявило у всех детей наличие особенностей протекания пренатального, натального или постнатального периодов развития. Как правило, в анамнезе детей имелось сочетание нескольких вредоносных факторов. На первом месте по распространенности были патология беременности и родов. Многие дети рождались с малым весом и сразу проявляли беспокойство и плохой сон. Большинство детей до одного года перенесли различные заболевания. Почти все дети отставали в развитии моторных функций: позднее начинали сидеть, ходить. Абсолютно все дети с экспрессивной алалией имели задержку речевого развития: первые слова появлялись примерно к трем годам, фразовая речь - к 4 - 5 годам.
Анализ результатов исследования устной речи показал, что у детей с алалией были выявлены все специфические симптомы, характеризующие экспрессивную алалию, затрагивающие все стороны речеязыковой системы (фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую).
Фонетико-фонематические нарушения учащихся проявлялись в многочисленных нерегулярных заменах звуков, которые обнаруживали контекстуальную зависимость, что осложняло произнесение многосложных слов и фраз и указывало на диссоциацию между реализацией звуков в простых словах и звуков произносимых в речевом потоке. Артикуляционная моторика характеризовалась нарушением кинестетического звена, т.е. неполноценными ощущениями, идущими от органов артикуляции и затруднениями в динамическом оральном праксисе. Резко нарушенной у детей с алалией оказалась слоговая структура слова, в которой имелись пропуски и перестановки слогов, которые влекли за собой грубые искажения структуры слова.
Лексические нарушения у школьников с алалией отражались в трудностях нахождения нужных слов, приводящих к появлению многочисленных вербальных замен. Данные ошибки встречались при назывании предметов по картинкам, подборе обобщающих понятий, повторении предложений, составлении рассказа по картинкам и пересказе. Нарушения актуализации слов у детей с алалией были обусловлены нарушением выбора искомого слова из одновременно всплывающих слов одного семантического поля, протекающего на основе симультанных синтезов.
Словообразование детям с алалией было практически не доступно, им не удавалось правильно образовывать формы существительных с уменьшительным суффиксом, относительных, качественных и, особенно, притяжательных прилагательных.
Ошибки словоизменения обнаруживались, прежде всего, в нарушениях употребления падежных окончаний существительных, когда дети заменяли одно окончание на другое не только внутри падежа, но использовали окончания и других падежей, что свидетельствовало о неспособности ребенка выбрать соответствующую морфему при сохранности ее называния, и исключало моторный и фонетический характер данных ошибок.
У учащихся отмечались трудности создания внутренних схем высказывания и их развертывания в сукцессивную внешнюю речь. При повторении детьми предложений распространенной ошибкой был неправильный порядок слов и их пропуск. Детям было недоступно повторение предложений, состоящих более чем из пяти слов. Данное задание вызывало трудности удержания смысловой программы и ее развертывания во внешнюю речь, что в результате приводило к смысловым ошибкам. В основе синтаксических ошибок, обнаруживающихся у школьников, лежали также трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему - предложение, трудности объединения элементов в словесном ряду, то есть дефекты симультанного синтеза, проявляющиеся на языковом уровне.
Связная монологическая речь учащихся характеризовалась низким объемом высказывания, неправильной последовательностью изложения событий, их недостоверностью, тенденцией к использованию одной и той же конструкции и наличием персевераций. Неправильное структурно-грамматическое оформление высказывания, пропуски семантически значимых мыслей, отсутствие связующих элементов в тексте свидетельствовали о нарушении связности и целостности высказываний детей.
Все изученные компоненты устной речи были практически в одинаковой мере нарушены у всех обследованных детей с экспрессивной алалией в возрасте от 8 до 12 лет, о чем свидетельствует отсутствие статистически значимых различий между детьми восьмилетнего и 12-летнего возраста по всем показателям.
Проведенное исследование устной речи подтвердило правильность диагноза экспрессивная алалия, имеющегося у 50 детей до момента обследования, только у 45 учащихся, для которых оказались характерными следующие признаки: слабость серийной организации речевых движений; тяжелые, стойкие нарушения слоговой структуры слова; значительное количество нерегулярных, нестабильных, контекстуально зависимых звуковых замен; большое количество вербальных замен; наряду с другими аграмматизмами, замены окончаний существительных внутри и между падежами; несформированность навыков словообразования; трудности понимания грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения; выраженная и стойкая неполноценность линейного развертывания фраз, редуцированность структуры даже простого предложения: пропуск как служебных, так и знаменательных слов; неавтоматизированность процесса порождения высказывания.
Помимо перечисленных устойчивых симптомов алалии, у всех 45 детей экспериментальной группы 8,9,10,11 и 12 лет в ходе обследования были обнаружены, проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственно-временных отношений. В связи с этим возникла необходимость более подробного изучения отражения этих отношений на понятийном и на гностическом уровне.
Библиотека авторефератов и
диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/