Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:07, автореферат
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве
VI этап посвящен дальнейшему совершенствованию у учащихся понимания и самостоятельного употребления в устной речи сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения
Коррекционная работа с учащимися с алалией может проходить групповым и индивидуальным способом При групповой форме работ,! осуществляется отдельным блоком занятий, когда каждый урок полностью посвящен изучению определенной временной единицы, как составная часть любого коррекционного занятия (вступительная или заключительная), а также с помощью отдельных приемов, включенных в изучаемый программный материал
Спецификой коррекционного процесса, направленного на формирование у детей с алалией пространственно-временных представлений, является неоднократное возвращение к уже изученным темам и закрепление пройденного на речевом материале различной сложности
Перспективы продолжения проведенного нами исследования могут быть связаны с созданием стандартизированных методик диагностики невербальных психических процессов у детей с алалией и определением их роли в механизмах алалии, а также с разработкой и внедрением в традиционную логопедическую работу специальных приемов, направленных на формирование у школьников с алалией пространственно-временных представлений
В заключении диссертации подводятся общие итоги и излагаются теоретические выводы, сформулированные на основе анализа результатов исследования
выводы-
1. У учащихся с экспрессивной
алалией в возрасте с 8-ми до
12-ти лет сохраняются стойкие
нарушения понимания и
2 Полученные экспериментальные данные демонстрируют, что в процессе овладения речечзыковыми средствами, передающими пространство и время, у детей младшего школьного возраста с алалией, помимо социальных влияний, важную роль играют ощущения материального характера
3 Нарушения понимания и обозначения речеязыковыми средствами пространственных категорий у школьников с алалией обусловлены несформированностью соматогнозиса, восприятия метрических, координатных и структурно-топологических отношений
4. Нарушения понимания
и использования словесной
5 У учащихся с алалией в 12-летнем возрасте показатели сформированности пространственно-временных представлений соответствуют показателям, обнаруженным у них в 8-ми летнем возрасте, что свидетельствует об отсутствии положительной динамики в их спонтанном развитии
6 Преодоление нарушений в овладении категориями пространства и времени требует включения в коррекционный процесс, помимо традиционных приемов логопедической работы, специальных упражнений на развитие ощущений пространства и времени, лежащих в основе формирования пространственно-временных представлений
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих
публикациях:
1 Колесникова AM Экспрессивная алалия - сложный комплекс речеязыковых и невербальных расстройств / А М Колесникова // Дополнительное образование и воспитание - 2006 - №11 - С 27-31 (0,56 п л )
2 Колесникова А М Характеристика устной речи, зрительно-пространственных и временных представлений у детей с экспрессивной алалией / А М Колесникова // Сборник работ молодых ученых МГПУ, Выпуск XVI - М, 2004 - С 91-98 (0,56 п л)
3 Иншакова О Б, Колесникова A.M. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией/О Б Иншакова, А М Колесникова // Логопедия, - 2004 - № 2 - С 35-41 (0,81 п л , авторский вклад -70%)
4 Иншакова О Б, Колесникова A.M. Характерней« а субъективных ощущений времени у школьников с алалией /ОБ Иншакова, А М Колесникова // Сборник научных трудов Факультет спец педагогики и спец психологии /Т. 1 МГПУ - М, 2005 -С 67-75 (0,75 п л , авторский вклад - 70%)
5 Колесникова А М Специфика устной речи, зрительно-пространственных и временных представлений у школьников с экспрессивной алалией i АМКолесникова//Логопед -2006 - №1 -С 37-43 (0,68пл)
6 Иншакова О Б, Колесникова A.M. Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией / О Б Иншакова, А М Колесникова // Учебно-методическое пособие - М В Секачев, 2006 - 80 с (5 п л , авторский вклад - 70%)
7 Колесникова AM Развитие представлений о времени у младших школьников с экспрессивной алалией на уроках чтения / А М Колесникова // Школьный логопед -2005 - №1 - С 73-76 (0,45 п л )
8 Колесникова А М Коррекционная работа по формированию временных представлений у младших школьников с экспрессивной алалией / А.М Колесникова // Практическая психология и логопедия - 2005 - №2 - С 38-43 (0,81 п л)
Печатные работы автора по теме исследования составляют 9,53
Подп к печ 09 04 2007 Объем 1.25 п л Заказ № 81 Тир 100 экз
Типография МПГУ
Содержание диссертации
автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Колесникова, Анна Михайловна, 2007 год
Введение.
ГЛАВА 1. Современные аспекты изучения алалии у детей.
1.1. Экспрессивная алалия, как сложная форма патологии речевой деятельности.д
1.2. Отражение в устной речи детей представлений о пространстве.
1.3. Отражение в устной речи детей представлений о времени.зо
ГЛАВА 2. Организация, материалы и методы экспериментального исследования.
2.1. Методы исследования периода раннего развития и состояния устной речи детей с экспрессивной алалией.
2.2. Методы исследования
восприятия, понимания и отражения
в устной речи
2.3. Методы исследования
восприятия, понимания и отражения
в устной речи временных
ГЛАВА 3. Результаты исследования устной речи, пространственных и временных представлений у школьников с экспрессивной алалией.
3.1. Анализ результатов
исследования периода раннего
развития и устной речи у
учащихся с экспрессивной
3.2. Результаты исследования
восприятия, понимания и отражения
в устной речи
3.3. Результаты исследования
восприятия, понимания и отражения
в устной речи временных
3.4. Результаты выявления
взаимосвязей между
ГЛАВА 4. Направления коррекционной работы по формированию пространственных и временных представлений и их вербализации у учащихся с экспрессивной алалией.
4.1. Коррекция пространственных представлений у учащихся.
4.2. Коррекция временных представлений у учащихся.
Введение диссертации
по педагогике, на тему "Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии"
Одной из тяжелых и стойких форм детской речевой патологии является моторная алалия, которую исследователи иногда предпочитают называть экспрессивной алалией, акцентируя тем самым внимание на характерном для этого нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм. На современном этапе развития логопедической науки экспрессивная алалия рассматривается специалистами как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств, оказывающий отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию, но и в определенной степени на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения детей в школе и их социализацию [111].
Несмотря на весьма убедительное количество разнообразных исследований в области изучения алалии, ряд основополагающих вопросов все еще продолжает оставаться дискуссионным, что скорее говорит о недостаточной разработанности данной проблемы, чем о ее изученности. Один из таких вопросов касается механизма экспрессивной алалии. Существующие концепции алалии можно разделить на три группы: моторные [22, 159, 161, 174, 219, 223], языковые [48, 71, 103, 105, 209] и психологические [21, 25, 131, 175, 220, 258]. Но пока ни одну из них нельзя назвать приоритетной, не только из-за отсутствия достаточной аргументации, но и из-за наличия порой прямо противоположных взглядов на природу одного и того же явления.
Экспрессивная алалия характеризуется языковыми и неязыковыми симптомами, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. Речеязыковые расстройства при алалии изучены наиболее подробно. Исследователи обращают внимание на патологическую структуру и особенности функционирования речеязыковой системы в целом и отмечают нарушение формирования всех сторон речи [48, 106, 174, 245, 247]. А.Н.Корневым обобщаются качественные феноменологические особенности, характеризующие экспрессивную алалию: резко выраженная диссоциация между изолированным произнесением звуков и произнесением тех же звуков в потоке речи; значительное количество нерегулярных, нестабильных, контекстуально зависимых звуковых замен; тяжелые, стойкие нарушения слоговой структуры; выраженная диссоциация между активным и пассивным словарем (последний относительно сохранен), большое количество вербальных замен; наряду с другими аграмматизмами значительное преобладание межпадежных замен; тяжелая и стойкая неполноценность линейного развертывания фраз, резко выраженная редуцированность структуры даже простого предложения: пропуск как служебных, так и знаменательных слов; неавтоматизированность процесса порождения высказывания [122].
Помимо вербальных нарушений, в симптоматике экспрессивной алалии исследователи выделяют и невербальные расстройства: нарушения общей и мелкой моторики, неречевого чувства ритма, расстройство зрительного восприятия и памяти, неустойчивость внимания [131,133, 155,219,225,244].
Некоторые исследователи в структуру дефекта при алалии включают дефицитарность зрительно-пространственных и временных представлений, тормозящих овладение в устной речи категориями, обозначающими время и пространство. Однако их роль в картине нарушения определена не полностью, в связи с чем точки зрения специалистов оказываются полностью противоположными. Одни исследователи считают, что у детей с алалией нарушается исключительно выражение временных и пространственных отношений с помощью устной речи [109, 112], другие утверждают, что нарушается не только вербализация этих отношений, а оказывается несформированной, прежде всего, их чувственная основа [58,98,99,100].
Обнаруживаемые у детей с алалией языковые и неязыковые нарушения сохраняются у них в младшем и в среднем школьном возрасте, что говорит о необходимости специального комплексного систематического коррекционного обучения. Однако большинство исследований посвящено разработке методик логопедической работы по развитию отдельных компонентов речи и речи детей в целом [2, 48, 69, 87, 206, 224, 240, 246]. Менее разработанными остаются такие аспекты коррекционной работы, как формирование у детей с алалией невербальных психических процессов, нарушение которых у учащихся также носит устойчивый характер. Именно поэтому для современной логопедии изучаемая речевая патология остается одной из наиболее актуальных проблем.
Таким образом, в настоящее время не удается получить ясную картину структуры дефекта, прежде всего за счет различных теоретических разногласий и отсутствия выявления зависимости между языковыми и неязыковыми расстройствами. В частности, не известно состояние представлений о пространстве и времени и их связи с речевыми нарушениями у детей с алалией. Решение этого вопроса и явилось проблемой исследования, сформулированной следующим образом: «Каковы особенности развития пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией, и как они связаны с нарушениями их устной речи?»
Цель исследования - выявление особенностей развития пространственно-временных представлений и их отражения средствами устной речи у школьников с экспрессивной алалией.
Объект исследования - состояние устной речи и пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией.
Предмет исследования - процесс понимания и отражения в устной речи пространственно-временных отношений у учащихся с алалией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нарушения понимания и вербализации пространственно-временных отношений у детей с экспрессивной алалией вызваны несформированностью у них субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Разработать концептуальные
подходы к анализу проблемы
экспрессивной алалии и отбору
экспериментальных методик, направленных
на ее исследование, на основе
изучения и обобщения
2. Осуществить анализ медико-
3. Изучить сведения о
периоде раннего развития, а также
состояние устной речи у