Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:07, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики логопедии остается тяжелая форма дгтской речевой патологии -моторная алалия Некоторые исследователи предпочитаю г называть ее экспрессивной алалией, фиксируя внимание на характерном для этою нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм Данный термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает современные представления об изучаемом речевом расстройстве

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат диссертации.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

 

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы Работа представлена на 156 страницах, содержит 16 таблиц и 21 рисунок Список литературы включает 253 отечественные и 8 зарубежных работ

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы, определены проблема исследования, его цель, объект и предмет, сформулирована гипоте )а и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту

 

В первой главе «Современные аспекты изучения алалии у детей» представлен анализ педагогической, психологической, психофизиологической,

 

нейропсихологической и психолингвистической литературы, посвященной проблеме экспрессивной алалии, который включает работы, показывающие распространенность данной речевой патологии, раскрывающие ее этиологию и патогенез Освещены современные взгляды на механизм алалии, описаны языковые и неязыковые ее симптомы, среди которых выделены конкретные специфические признаки алалии, отличающие ее от других форм недоразвития речи Представлены различные степени нарушения языковой системы при алалии и неоднородность ее проявлений

 

В настоящее время под экспрессивной (моторной) агалией понимается тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Е Ф Соботович)

 

Причиной алалии, по мнению многих авторов, является повреждение коры головного мозга у детей в дородовой, родовой и ранний послеродовой период При алалии чаще наблюдаются не локальные, а диффузные поражения, охватывающие разные отделы обоих полушарий головного мозга, что приводит к более замедленным темпам психического развития в целом (В А Ковшиков, Е Ф Соботович, А Н Корнев) Поэтому дети с алалией демонстрируют несформированность высших психических функций, обеспечиваемых работой не только левого, но и правого полушария головного мозга То есть, помимо нарушения формирования всех подсистем языка (фонологической, лексической, морфологической и синтаксической), у детей с алалией могут обнаруживаться расстройства моторных функций, ритмического чувства, внимания, зрительного восприятия, памяти, пространственного праксиса и гнозиса, временных представлений Большое значение для выбора оптимальных путей коррекции данного речевого расстройства имеет раскрытие связей между речевыми нарушениями и нарушениями других сторон психической деятельности ребенка Специалисты утверждают, что у всех детей с алалией выявляются серызные проблемы овладения языковыми средствами, передающими пространственные и временные свойства и

 

отношения, но причины этих нарушений в настоящее время четко не определены Поэтому процесс понимания и отражения в устной речи пространственно-временных отношений у учащихся с алалией стал предметом нашего исследования

 

Во второй главе «Организация, материалы и методы экспериментального исследования» приводится описание организации и методов изучения периода раннего развития и устной речи школьников с экспрессивной алалией 8-12 лет Изложены методы изучения пространственно-временных представлений у учащихся экспериментальной и контрольной групп Описаны методы статистической обработки получе нных данных

 

Исследовательская работа проводилась в школах двух видов общеобразовательных и специальных школах V вида г Москвы, а также на базе детской психиатрической больницы Экспериментальное изучение охватило 102 учащиеся в возрасте 8-12 лет и состояло из четырех этапов

 

На первом этапе в 5 московских школах и клинике было предварительно проанализировано более 1000 детских медицинских карт с целью выявления школьников с диагнозом моторная алалия Для проведения исследования было отобрано 50 школьников, у которых в заключении медико-психолого-педагогической комиссии или в медицинской карте имелся диагноз специалиста-невролога -«моторная алалия» и заключение логопеда - общее недоразвитие речи 3 уровня У всех детей по данным медицинской документации фиксировались нормальный интеллект, слух и зрение

 

На втором этапе было проведено подробное изучение периода раннего речевого развития и развернутое обследование устной речи учащихся, уточняющее правильность имеющегося логопедического заключения На основании этого из 50 школьников было выбрано только 45, имеющих характерные для алалии симгггомы Эти дети составили экспериментальную группу

 

Изучение раннего периода формирования речи проходило при помощи метода анкетирования

 

Для исследования состояния устной речи была выбрана стандартизированная методика обследования устной речи ТАФотековой, ТВАхутиной, в которую были включены пробы на изучение фонематического восприятия, словарного запаса и употребления падежных окончаний существительных

 

Для сопоставления была набрана контрольная группа в составе 52 школьников того же возраста с нормальным речевым развитием

 

На третьем этапе проводился анализ результатов исследования понимания и отражения в устной речи пространственно-временных отношений, а также особенностей копирования пространственных фигур и отмеривания временного интервала детьми с экспрессивной алалией

 

Изучение восприятия, понимания и использования вербальных средств, отражающих пространственные отношения, осуществлялось по методике, в основе которой лежали материалы Л С Цветковой и И С' Садовниковой В процессе исследования у детей изучалось понимание и употребление предлогов, ориентировка в «схеме собственного тела» и в «схеме тела» человека, стоящего напротив, ориентировка на листе бумаги (расположенном прямо и перевернутом на 180°) Понимание различных пространственных понятий анализировалось отдельно от их обозначения языковыми средствами Изучение возможности восприятия и отражения детьми с алалией структурно-топологических, метрических и координатных свойств двумерного объекта проводилось с использованием нейрэпсихологической методики А В Семенович Для этого применялось копирование детьми серии фигур (тест Денманна) и копирование сложной пространственной фигуры (тест Рея-Тейлора)

 

Изучение восприятия, понимания и использования вербальных средств, отражающих временные отношения, у учащихся экспер иментальной и контрольной групп, осуществлялось по методике Т Д Рихтерман и Т И Тарабариной У детей подробным образом исследовались понимание вербальных средств, используемых для обозначения частей суток, дней недели, времен года, месяцев, понятий «вчера», «сегодня», «завтра», ориентировка на циферблате часов, а также свободное оперирование временными понятиями в устной речи Для изучения субъективного восприятия течения времени использовалась методика, позволяющая исследовать у школьников способности отмеривания и воспроизведения временного интервала длительностью 1 минута, в основу которой были положены исследования Е М Гареева, А С Дмитриева, В И Лупандина, О Е Сурниной

 

На четвертом этапе определялась взаимосвязь между обнаруженными у детей экспериментальной группы нарушениями устной речи и выявленными у них особенностями пространственно-временных представлении

 

Для математической обработки полученных данных применялись параметрические и непараметрические методы, метод ранговой корреляции Спирмена, а также методы описательной статистики Использовался пакет статистических программ SPSS 110

 

В третьей главе «Результаты исследования устной речи и пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией» приводятся данные, полученные в результате проведения экспериментального исследования

 

Исследование периода раннего развития учащихся с алалией выявило у всех детей наличие особенностей протекания пренатального, натального или постнатального периодов развития Как правило, в анамнезе детей имелось сочетание нескольких вредоносных факторов На первом месте по распространенности были патология беременности (92% случаев) и родов - осложнения у матери - 66%, осложнения у ребенка - 90% Многие дети (47%) рождались с малым весом Большинство детей до одного года перенесли различные заболевания- ОРЗ (36%), легочные инфекции (20%), детские инфекции (18%), кишечные инфекции (16%), отит (11%), грипп (9%), аллергические заболевания (7%) В 7% случаев у детей в возрасте до трех лет были зафиксированы ушибы головы с сотрясением мозга

 

Почти все дети (93%) отставали в развитии моторных функций позднее начинали сидеть, ходить Абсолютно все обследованные с экспрессивной алалией имели задержку речевого развития появление первых слов отмечалось примерно к трем годам, фразовой речи - к 4-5 годам Различные речевые нарушения у родителей были обнаружены в 16% случаев

 

Таким образом, у детей с экспрессивной алалией был зафиксирован комплекс различных вредностей эндогенного и экзогенного характера, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды жизни

 

Анализ результатов исследования устной речи позволил подтвердить правильность диагноза экспрессивная алалия только у 45 школьников, у которых оказались ^сформированными все изученные подсистемы языка (фонологичекая, лексическая, морфологическая и синтаксическая) Выявленные нарушения соответствовали третьему уровню развития речи по классификации Р Е Левиной, или третьей степени нарушения языковой системы по В А Ковшикову

 

Фонетико-Фонематические нарушения учащихся проявлялись в многочисленных нерегулярных заменах звуков, которые обнаруживали контекстуальную зависимость, что наибольшим образом осложняло произнесение многосложных слов и фраз и указывало на диссоциацию между реализацией звуков в простых словах и звуков, произносимых в речевом потоке.

 

Артикуляционная моторика характеризовалась нарушением кинестетического звена, те неполноценными ощущениями, идущими от органов артикуляции и затруднениями в динамическом оральном праксисе

 

Большие трудности вызывало воспроизведение цепочек слогов Дети не могли быстро переключаться с одного артикуляционного движения, соответствующего слогу, на другое, что приводило к сокращению или уве течению количества слогов, уподоблениям и нарушению порядка их воспроизведения

 

Резко нарушенной у детей с алалией оказалась слоговая структура слова, в которой имелись пропуски и перестановки слогов, которые влекли за собой грубые искажения структуры слова

 

Лексические нарушения у школьников с алалией выражались в трудностях нахождения нужных слов, приводящих к появлению многочисленных вербальных замен, как правило, принадлежащих к тому же семантическому полю, что и искомое слово Данные ошибки встречались при назывании предметов по картинкам, подборе обобщающих понятий, повторении предложений, составле ши рассказа по картинкам и пересказе

 

В самостоятельной связной речи нередко можно было наблюдать процесс длительного поиска нужного слова, нередко приводящего к искажению смысла высказываемого

 

Нарушения актуализации слов у детей с алалией были обусловлены нарушением выбора искомого слова из одновременно всплывающих слов одного семантического поля, протекающего на основе симультанных синтезов, когда слова всплывают не последовательно, выстраиваясь в цепочку, а одновременно И из всплывшей в сознании целой группы слов не удавалось выбрать одно единственно верное слово

 

Детям с алалией было практически недоступно словообразование, им не удавалось правильно образовывать формы существительных с уменьшительным суффиксом, относительных, качественных и особенно притяжательных прилагательных

 

Нарушения морфологической подсистемы языка проявлялись в стойких ошибках словоизменения, которые обнаруживались, прежде всего, в нарушениях употребления падежных окончаний существительных, когда дети заменяли одно окончание на другое не только внутри падежа, но использовали окончания и других падежей, что свидетельствовало о неспособности ребенка выбрать соответствующую морфему при сохранности ее называния и исключало моторный и фонетический характер данных ошибок

 

Синтаксические нарушения у учащихся с алалией выражались в трудностях создания внутренних схем высказывания и их развертывания в сукцессивную внешнюю речь При повторении детьми предложений распространенной ошибкой был неправильный порядок слов и их пропуск Детям было недоступно повторение

 

предло кений, состоящих более чем из пяти слов Данное задание вызывало трудности удержания смысловой программы и ее развертывания во внешнюю речь, что в результате приводило к смысловым ошибкам

 

В основе синтаксических ошибок, обнаруживающихся у школьников, лежали также трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему - предложение, трудности объединения элементов в словесном ряду, то есть дефекты симультанного синтеза, проявляющиеся на языковом уровне

 

Связная монологическая речь учащихся характеризовалась низким объемом высказывания, нарушением последовательности и достоверности событий, неразвернутостью, тенденцией к использованию одной и той же конструкции, наличием персевераций и отсутствием межфразовых связей Часто дети затруднялись в построении связного текста и ограничивались перечислением предметов, изображенных на картинке или пропускали отдельные смысловые звенья, в результате чего страдала связность и целостность их высказывания

 

Таким образом, для всех 45 учащихся были характерны следующие специфические признаки алалии

 

слабость серийной организации речевых движений,

 

значительное количество нерегулярных, нестабильных, контекстуально зависимых звуковых замен,

 

тяжелые, стойкие нарушения слоговой структуры слова;

 

трудности выбора и актуализации слов и большое количество вербальных замен, несформированность навыков словообразования,

 

наряду с другими аграмматизмами, замены окончаний существительных внутри и между падежами,

 

выраженная и стойкая неполноценность линейного развертывания фраз, редуцированность синтаксической структуры даже простого предложения пропуск как служебных, так и знаменательных слов, неавтоматизированность процесса порождения высказывания У пяти обследованных школьников данные признаки отсутствовали, что дало основания для исключения их из состава экспериментальной группы

 

Помимо перечисленных устойчивых симптомов алалии, у всех 45 детей экспериментальной группы 8,9,10,11 и 12 лет в ходе обследования были обнаружены,

 

проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении временных и пространственных отношений

 

Прежде всего, у всех детей с алалией, вошедших в экспериментальную группу, было отмечено значительное количество пропусков предлогов, отражающих пространственные отношения, или их неправильное употребление при выполнении заданий на повторение различных предложений, и, особенно, при пересказе или рассказе по серии картинок

Информация о работе Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии