Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.

           1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7

           1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31

           1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45

Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48

Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

           2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50

          2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57

          2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64

Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67

Заключение………………………………………………………………….....69

Литература…………………………………………………………………......71

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 

 

Введение.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека

Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка.

Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский).

Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие, исполнение музыки — сложные многоуровневые явления — представляют для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника.

Музыкальный образ — абстрактный, динамичный, развернутый во времени — сложен для ребенка-дошкольника, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием, только начинающим складываться преднамеренным запоминанием.

В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов. А для того, чтобы открыть перед ребенком музыкальный мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Выражать себя в данной деятельности ребенку помогают различные типы и виды непосредственно образовательной деятельности (фронтальные, индивидуальные и т.д.).

Необходимо сказать, что, важно, прежде всего,  воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. В процессе исследований была выяснена структура музыкальности, которую можно сформировать у детей в разнообразных видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, ритмика, игре на музыкальных инструментах, творчестве.

Вопросам музыкального развития дошкольников и организации обучения на занятиях посвящены работы таких исследователей как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, М.А, Медведева, Н.А. Чичерина и др. Проблема построения музыкальных занятий затрагивалась также в исследованиях А.И. Катинене, М.Ю. Викат, Л.И. Вайчене, А.Н. Зинич и др.

Актуальность работы в современных условиях – необходимость организации образования в овладении музыкальной деятельностью, исходя из естественного хода развития ребенка, чтобы не допустить физической, психической перегрузки.

Возникают противоречия между необходимостью воспитания у человека музыкальной культуры с ранних лет жизни и однообразием форм образовательных ситуаций в практике ДОУ.

Проблема исследования - соотношение объективного, социального (музыкальная среда, средства педагогического воздействия) с субъективным переживанием ребенка, в зависимости от типа и вида музыкальной деятельности, возможности и необходимость формирования музыкального творчества ребенка.

Отсюда вытекает тема работы: организация непосредственно-образовательной деятельности в музыкально-эстетическом развитии детей 5-6 лет в свете ФГТ.

Цель работы – изучить особенности типов, видов непосредственно-образовательной деятельности в музыкально-эстетическом развитии детей 5-6 лет, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность различных ее видов для оптимизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования в данной работе является организация музыкального развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – вариативность форм организации обучения непосредственно образовательной деятельности в музыкально-эстетическом развитии детей 5-7 лет.

Гипотеза исследования состоит в следующем – музыкальное развитие ребенка будет наиболее эффективным, если:

1. Одним из важнейших условий  повышения оптимизации музыкального  развития будет применение системы образовательных мероприятий различного типа.

2. Будет создана предметно-пространственная среда для музыкальной деятельности:

- отобрано содержание разных видов музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;

- организация непосредственно  образовательной деятельности будет  представлено ее разными вариантами.

Исходя из поставленной гипотезы, выделяются следующие задачи:

1. изучить литературу по данной  проблеме с целью выявления  степени ее разработанности;

2. определить и проверить на  практике детских садов возможные  варианты непосредственной образовательной  деятельности, их особенности и специфику;

3. разработать методические рекомендации по использованию разных типов непосредственной образовательной деятельности.

Для достижения цели и решения поставленных задач, в исследовании применен комплекс методов:

1) сравнительный анализ;

2) изучение научной, методической литературы;

3) наблюдение;

4) педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.

1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ.

Длительный период борьбы и исканий педагогов, их достижения и временные ошибки отразились на развитии дошкольного музыкального воспитания.

В дореволюционной России существовали лишь отдельные детские сады, вопросы дошкольного воспитания изучало незначительное число теоретиков и педагогов. Но неверно говорить о том, что вопрос о направлении работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста не ставился и не накапливался опыт положительного его решения.

На развитие этой области теории, несомненно, оказали влияние передовые идеи различных педагогов, для которых характерна вера в возможности ребенка, внимание к формированию личности, его способностей.

В их трудах признавалось влияние воспитательной среды на формирование ребенка, подчеркивалась решающая роль в этом общественных условий (Н.Чернышевский). Душа ребенка отнюдь не белая доска, на которой можно все написать. Значение имеют «свойства самой доски», и «воспитание, внешние обстоятельства, внешние обстоятельства, опыт жизни» (В.Белинский).

Особую роль сыграли эстетические идеи Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, дающие материалистическую трактовку искусству, признающие его воздействие на гармоническое развитие личности ребенка. Д.И.Писарев также написал немало ярких страниц, призывающих к тому, чтобы у ребенка прежде всего развивать отзывчивость на прекрасное в искусстве. Он протестовал против тех механических приемов, посредством которых знакомят с искусством. Также критиковал постановку музыкального воспитания ребенка в семейных условиях.

Ф.Фребель создает свою оригинальную систему воспитания, которую пропагандировали русские общественные организации, названные его именем. Но очень скоро стали очевидны те крупные недочеты, которыми характеризовалась эта система, в части и музыкальное воспитание детей. Жесткая регламентация в методике разучивания так называемых игр с песнями совершенно исключала возможность инициативы детей, подавляла их самостоятельность, не создавала условий для музыкального развития.

Над вопросами музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста много размышляли методисты – специалисты в области школьного обучения. Они не могли не касаться этих вопросов, так как надо было изучить возрастные возможности музыкального развития ребенка и в связи с этим установить начальные сроки обучения. [4]

В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца XIX и начала XX века (А. Пузыревский, А. Маслов, А. Карасев, С. Миропольский) нашли отражение идеалистические теории. С их позиций дается объяснение процессов музыкального развития. Однако эти педагоги предлагали немало интересных методов развития музыкальности, а также поставили вопрос о возможности детского музыкального творчества (А. Маслов).

Проблема развития широко освещалась в работах представителей теории свободного воспитания, в частности К. Вентцеля. В его высказываниях были отдельные положительные моменты (критика шаблонных методов, внимание к творческому и музыкальному развитию, к запросам и интересам ребенка). Однако глубоко ошибочна его фетишизация ребенка как музыканта-творца, полный отказ «посягательства» на свободу его самовыражения и от руководства педагога. В таких условиях не может формироваться эстетическое отношение к музыке. Его теория длительное время оказывала свое влияние на многих деятелей музыкальной педагогики.

Также следует остановиться на высказываниях известного русского физиолога В.М.Бехтерева. При всей своей разносторонней деятельности он неоднократно и последовательно развивал мысли по изучаемой проблеме. Особенно подробно он изложил вои мысли в работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка первых дней его детства». Ведущая идея – установление определяющей роли внешних воздействий, влияния воспитания на музыкальное развитие ребенка. Музыкальное воспитание понимается как процесс выработки навыков, привычек, вкусов, приобретенных в процессе деятельности.

На первых Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию выступали деятели, прекрасно знающие природу искусства и накопившие творческий опыт в этой области (С. Шацкий, В. Шацкая, Г. Рошаль, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова).

В различных опытных учреждениях изучались музыкальные проявления детей, материалы которых зафиксированы в книгах и сохраняются в архивах. Были проведены психологические исследования по проблеме музыкального восприятия у воспитанников детских садов (С. Беляева-Экземплярская) и написаны первые методические книги (Т. Бабаджан, Ю. Двоскина, Н. Метлов, М. Румер, Е. Кершнер, Т. Вилькорейская).

Определенную эволюцию в истории педагогики можно увидеть во взглядах на детское музыкальное творчество. Известный музыковед и композитор Б. Асафьев рассматривал его как один из самых действенных видов детской музыкальной деятельности. Важно, что он говорил о музыкально-творческих навыках, это было ново, он допускал очень важную мысль: творчеству нужно учить. Но пути формирования его нельзя приравнивать к методам обучения. Прежде всего, надо побуждать к творчеству. Автор указывает на некоторые конкретные приемы развития песенных импровизаций.

Вопросы обучения рассматриваются противоречиво. Вместе с тем ясно поступает мысль о том, вне руководства педагога, вне воздействия взрослого на ребенка не могут быть решены поставленные задачи (обучение детей музыки), указывается на необходимость руководить детьми, обеспечить правильное и последовательное привитие музыкальных умений; заботиться о подборе музыкальных игрушек, о том, чтобы обеспечить развитие слуха; рекомендуются высокохудожественные произведения.

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет