Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71
Образовательная область «Музыка» позволяет:
- ребёнку: осуществлять эмоционально-
-взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.
При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является: способом самовыражения; способом познания и понимания окружающего мира; универсальным способом жизнедеятельности.
Данная образовательная область преследует цель развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей.
Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:
- развития разнообразных
- освоения им музыкально-
Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходим повышенный интерес к музыкальной образовательной деятельности, эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, обеспечивать успешное решение образовательных задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.
Исследователи, педагоги выделяют различные варианты деления типов занятий, в зависимости от параметров: деление по составу и количеству детей; по видам и содержанию. Таким образом, НОД дошкольников делится на индивидуальную, групповую и фронтальную.
Индивидуальная и групповая НОД проводится с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши не могут выполнять задания коллективно. Этот вид образовательной деятельности проводится и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.
Фронтальная деятельность организуется со всей группой детей. В ней представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.
НОД можно представить в виде схемы
Необходимо более подробно рассмотреть содержание всех видов образовательной деятельности [22].
К первому виду можно отнести индивидуальную и групповую НОД.
В настоящее время детей принимают в ДОУ с 2-х месяцев. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого, но желательно, чтобы до 1,5 лет ребенок находился рядом с матерью.
При поступлении в детский сад уже педагог следит за всеми проявлениями каждого ребенка, в том числе разными способами стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.
По содержанию индивидуальная НОД бывает преимущественно доминантной. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Образовательная деятельность может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае она включает различные виды музыкальной деятельности. Например, для совершенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.
Если НОД объединена темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер.
В индивидуальной образовательной деятельности нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню плохо сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников.
Индивидуальная НОД полнее выявляет возможности детей, раскрывает музыкальные способности. Образовательная деятельность с отстающими детьми позволяет найти причину задержки в развитии. Часто она скрыта в личностных качествах ребенка – излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Доминантная НОД с преобладанием именно этого вида поможет ребенку преодолеть трудности.
Индивидуальная непосредственно-
При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку очень трудно.
Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми проводится особая образовательная деятельность, консультации с родителями.
НОД по подгруппам проводится в тех же случаях, что и индивидуальная, разновидности их такие же.
В старшем возрасте НОД по подгруппам может быть доминантной или тематической, продолжительность – 10-20 минут, три раза в неделю.
Доминантная образовательная деятельность по подгруппам помогает выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Облегчается дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.
Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу больше уделять внимания одаренным детям.
Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игре на индивидуальной образовательной деятельности, их учат играть в ансамбле, оркестре.
Типовая фронтальная НОД включает в себя все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.
Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждой образовательной деятельности за 25-30 минут зачастую невозможно.
Исследование, проведенное Е.Ф.Короем с помощью анкетирования, выявило, что реже всего применяются слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. По признанию руководителей редко встречается и творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. Это объясняется тем, что используя данные виды деятельности легче составить программу концерта праздничного утренника.
Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требуют много времени во время НОД. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к данным видам деятельности. Раздел «Слушание музыки» часто заменяется прослушиванием новой песни, которую дети будут исполнять, или опускают вообще.
Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. Отказ от раздела «Слушание музыки» или замена его прослушиванием песни обедняет детей, так как именно в этом разделе дети прослушивают произведения, которые по эмоционально-образному содержанию богаче, чем исполняемые ими песни.
Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры. Слушание развивает важнейшую музыкальную способность – эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.
Фронтальная НОД имеет традиционно сложившуюся в практике структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение образовательной деятельности. Все разделы в процессе НОД многосоставны.
Так, в разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а два-три произведения. Дети слушают знакомы им произведения и новые.
Раздел пение включает в себя подразделы: распевание, пение одной, двух или трех песен, одни из которых знакомы детям, другие только разучиваются. Этот раздел содержит и творческие задания.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из движений под марш, игр, хороводов, упражнений, повторений знакомых и разучивание новых танцев, творческие задания.
Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением необходимо снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.
Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности, лучше давать в начале НОД.
Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен по ходу деятельности запланировать структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.
Доминантная образовательная деятельность, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определённый вид музыкальной деятельности (остальные, вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать её.
Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).
Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.
Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.
Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением. При распевании и по ходу НОД ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игруна музыкальных инструментах (барабане, дудочке).
НОД не будет статичной, если включить в нее народные игры с пением, хороводы. Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.
Если доминируют музыкально-ритмические движения, такую НОД тоже сопровождают слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в НОД музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает ее занимательной позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На такой НОД широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.