Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще: o музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии.

О.Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей».

Первой комплексной программой, разработанной по заказу Министерства образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга» (1993-2000 гг.) [6], которая была разработана авторским коллективом лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования под руководством Т.Н. Дороновой  (г.  Москва).  Программа  «Радуга»  прошла  широкую экспериментальную апробацию.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей. 

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности. Голубой цвет данной программы соответствует занятиям музыкальным и пластическим искусством.

В настоящее время в программе «Радуга» образовательная область «Музыка» для детей 5-7 лет представляет собой развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач в соответствии с ФГТ:

- развитие музыкально-художественной  деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Программа «Радуга» недостаточно полно раскрывает задачи, выделенные в образовательной области «Музыка» в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Мы считаем, что целесообразно будет дополнить содержание образования из парциальных программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста ("Гармония" Н. Тарасовой, "Синтез искусств" О.А. Куревиной, "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой, "Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной, "Камертон" Э. П. Костиной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Н. Сауко и А.И.Бурениной).

Программа «Детство» [15] создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, сходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры.

Основные задачи организации музыкального восприятия:

-обогащение слухового опыта  детей при знакомстве с основными  жанрами, стилями и направлениями  в музыке;

-накопление представлений о  жизни и творчестве русских  и зарубежных композиторов;

-обучение анализу, сравнению, и  сопоставлению при разборе музыкальных  форм и средств музыкальной  выразительности;

-развитие умений творческой  интерпретации музыки разными  средствами художественной выразительности.

Основные задачи организации музыкального исполнительства: развитие умений чистого интонирования в пении a cappela и на два голоса; освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования; стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочетанию танцев, игр, оркестровок; развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Таким образом, содержание программы «Детство» нацелено на развитие музыкальности, задачи раскрыты достаточно полно в соответствии с требованиями ФГТ.

Программа «Воспитания и обучения в детском саду»  является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» [3]. Программа доработана с учётом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Целью программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

В разделе «Музыка» предлагаются следующие задачи:

-продолжать развивать эстетическое  восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру  на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной  музыкой.

-продолжать развивать музыкальные  способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

-способствовать дальнейшему развитию  навыков пения, движений под музыку; игру и импровизации мелодий  на детских музыкальных инструментах.

Программа «Истоки» [1]- названием программы авторы стремились подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (А.В. Запорожец), т.е. дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

Образовательная область «Музыка» в данной программе включает в себя: слушание музыки; музыкальное движение; пение; игра на музыкальных инструментах; музыкальная игра-драматизация. Каждый раздел включает задачи, которые соответствуют ФГТ и решаются в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Программа  «Из детства в отрочество» [7]  разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству.

Таким образом, понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности [16].

Можно сделать вывод, что анализ вышерассмотренного программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе и детей 5-6 лет, как к средству формирования развития личности, воспитания духовности и эстетической культуры средствами искусства. Также необходимо отметить, все комплексные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, решают задачи музыкально-эстетического воспитания, но все-таки при работе по музыке с дошкольниками лучше использовать парциальные программы. Но на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаясь в него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие "музыкальность". А музыкальность, это "комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности" [16].

На образовательной деятельности, посвященной музыке, активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи –  вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность [22].

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Поэтому важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес  к музыке.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной  системе с разнообразными музыкальными  произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным  видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и  простейшие исполнительские навыки  в области пения, ритмики, игры  на детских инструментах. Знакомить  с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность  детей (сенсорные способности, ладовысотный  слух, чувство ритма), формировать  певческий голос и выразительность  движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному  развитию музыкального вкуса. На  основе полученных впечатлений  и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение  к музыке прежде всего в  такой доступной для детей  деятельности, как передача образов  в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста [4].

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Как говорилось ранее, что до недавних времен единственной формой организации музыкальной деятельности считались занятия, однако в настоящее время в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [27], Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [28] в настоящее время  воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это отношения в занятиям. Занятия в настоящее время носят название непосредственной образовательной деятельности (НОД) [9].

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей [27].

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет