Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, на контрольном этапе эксперимента можно отметить результаты применения системы работы по улучшению организации непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми в ходе формирующего эксперимента:

1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:

- слуховое внимание детей стало  более организованным;

- двигательные реакции стали  организованными, согласованными с  музыкой;

- появилась быстрая и четкая  реакция на звуки;

- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;

- в восприятии и исполнительстве  улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился уровень  развития музыкально–сенсорных  способностей, что проявилось в  качестве активного вслушивания, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;

3) значительно изменился подход  к процессу обучения; это отразилось  в заинтересованности использования  дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.

 

Заключение.

Таким образом, необходимо сказать, что музыкальное воспитание имеет огромное значение,  как в эстетическом, так и в нравственном становлений личности ребенка.

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.

Итак, решив поставленные задачи и проанализировав методическую литературу, документацию, музыкальную среду можно сделать вывод о том, что:

1) Непосредственно образовательная  деятельность представляет собой  яркое средство развития музыкального  восприятия ребенка и интеграцию  различных видов искусств. НОД  является формой активного отдыха для ребенка, становится радостным событием, способствует, проявлению у него положительных эмоций, поднимает настроение. Также развлечения с использованием музыкальных произведений могут быть как познавательными, так и развлекательными. Они развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становление личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений.

2) На практике было показано, что образовательная деятельность  по музыке объединяет все виды  искусства, дает возможность творчески использовать их, вызывает у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

В результате нашего исследования мы установили роль музыкальной НОД в развитии детей. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что музыкальное развитие ребенка будет наиболее эффективным, если:

1. Одним из важнейших условий  повышения оптимизации музыкального  развития будет применение системы  образовательных мероприятий различного типа.

2. Будет создана предметно-пространственная  среда для музыкальной деятельности:

- отобрано содержание разных  видов музыкальной деятельности  в соответствии с возрастными  особенностями дошкольников;

- организация непосредственно образовательной деятельности будет представлено ее разными вариантами.

Необходимо отметить, что при тесном сотрудничестве детского сада, в том числе музыкального руководителя, и семьи отмечается повышение эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей.

Таким образом, использование различных видов и типов музыкальной НОД влияет на музыкально — эстетическое развитие дошкольников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества. Также варьирование типов и видов образовательной деятельности по музыке позволило повысить эффективность процесса обучения. Возросла активность детей в процессе образовательной деятельности, что проявилось во всех видах музыкальней деятельности. И контрольный эксперимент показал, что после проделанной работы возросло качество музыкального развития по всем основным показателям.

Следовательно, при правильной организации непосредственно образовательной деятельности по музыке, использование ее различных видов и типов действительно способствуют  интеллектуальному и духовному развитию, а также музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

 

Список использованных источников.

1. Алиева Т.И., Т.В. Антонова, Е.П., Арнаутова и др. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника. М.: Просвещение, 2003. 335 с.

2. Боронина Е. Г. Оберег. Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М.: Владос, 1999.

3. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа обучения и воспитания  в детском саду. М: изд. дом Воспитание  дошкольника, 2004.     208 с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание  в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с.

5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей  раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.  430 с.

6. Гризик И., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. М.: Просвещение. 2000, 111 с.

7.  Доронова Т.Н., Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. Из детства в  отрочество. Программа для родителей  и воспитателей. М.: Просвещение, 2002. 143 с.

8. Дьяченко О.М. Чего на свете  не бывает. М.: Знание, 2004. 157с.

9.  Задачи музыкального воспитания. 

URL: http://www.detskiysad.ru/estetika/336.html

(дата обращения 23.12.2012)

10. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 96 с.

11. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во Композитор, 1999. 60 с. 

12.  Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество. Программа испр. и доп. М. 2002. 

13.  Комиссарова Л.Н., Костина  Э.П. Наглядные средства в музыкальном  воспитании дошкольников. Пособие  для воспитателей и муз. руководителей. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

14. Корой Е.Ф. Вариативность типов  занятий музыкой как условие  активизации музыкального развития  детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис… к.п.н. Киевский государственный  педагогический институт им. А.И. Горького, 1988.

15. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Спб. Детство-Пресс,            2010. 244 с.

16. Музыкально-эстетическое воспитание  детей старшего дошкольного возраста

 URL:http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-muzykalno-esteticheskoe-vospi

(дата обращения 23.04.2013)

17. Музыка как средство эстетического  воспитания

URL:http://xreferat.ru/71/3625-1-muzyka-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya.html

(дата обращения 23.12.2012)

18. Образовательная область «Музыка»  в рамках ФГТ

URL:http://www.maaam.ru/detskijsad/obrazovatelnaja-oblast-muzyka-v-ramkah-fgt.html

(дата обращения 12.11.2012)

19. Организационно - методическое сопровождение  реализации образовательной программы, как необходимое условие повышения качества образования, 2011

URL:http://do.gendocs.ru/docs/index-200594.html

(дата обращения 14.04.2013).

20.  Проект мероприятий и апробация  введения новых образовательных  программ

URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bc68a4c53b89421306c37_1.html

(дата обращения 23.12.2012)

21. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова  Л.Н. Практикум по методике музыкального  воспитания дошкольников: учеб.пособие  для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений.. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 176 с.

22. Радынова О.П. Музыкальное воспитание  дошкольников. М.: изд. центр «Академия», 2000. 240 с.

23. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 246 с. 

24. Развитие творческих способностей  старших дошкольников средствами  интеграции на музыкальных занятиях

URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a2ac78b4d53a89421206d37_0.html

(Дата обращения 9.01.2013)

25.  Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. Гармония. Программа развития музыкальности у детей. М.: Центр «Гармония», 1993.

26. Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан  Т.Г. Синтез. Программа развития музыкального  восприятия на основе трех  видов искусств. М.: «Виоланта», 1999. 224 с.

27. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655, г. Москва «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. – 2010. – федеральный выпуск № 5125. – 11 полоса

28. ФГТ к условиям реализации  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151, г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. – 2011. – федеральный выпуск № 5637. – 15 полоса.

 

 


 



Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет