Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71
Обоснование выбора того или иного вида детской музыкальной практики мотивируется его полезностью для развития конкретных музыкальных способностей, а также для формирования способов действий детей. В процессе исторического развития возникали и формировались разнообразные виды музыкальной деятельности. Прежде всего, это творчество, отражающее взгляды современников, затем его исполнение. Оно складывалось в различных областях (вокальной, инструментальной, хореографической). Творческая и исполнительская деятельность требуют их оценки и анализа, что является уже предметом музыкознания.
В области методики пения надо отметить следующие работы, уясняющие его роль в развитии музыкальности ребенка. Так, С Атанасова (Болгария), изучая детские голоса еще в преддошкольном возрасте, показала, что при раннем обучении пению можно добиться определенных сдвигов. Другой исследователь - К. Форрай (Венгрия) добивалась очень хороших результатов в развитии музыкального слуха, разработав тщательную систему обучения пению без сопровождения, с применением приемов, помогающих детям уяснить высотные и ритмические соотношения.
Общеизвестна оригинальная система ритмики, разработанная Ж. Далькрозом (Швейцария). В наше время она совершенствуется, видоизменяется, приобретает различные формы в зависимости от профиля учебного заведения (в том числе и дошкольного).
Другой, не менее известный композитор З. Кодаи (Венгрия) со своими учениками и последователями разработал систему обучения нотной грамоте, по которой с пятилетнего возраста осваиваются ее простейшие сведения, проводятся слуховые диктанты, что способствует интенсивному развитию слуха.
Советская педагогика в первые же годы своего существования во многом определила свои позиции по отбору видов музыкальной практики детей. Ряд авторов заложили основы музыкального воспитания детей - В. Шацкая, Б. Асафьев, Н. Брюгова, Н. Александрова, М. Румер, Н. Гродзенская. Мастера своего искусства, они сочетали широкий подход к музыкальному воспитанию с известной специализацией в той или иной области методики. Так, В Шацкая, Н. Гродзенская определяли во многом построение такого курса как слушание музыки, его принципы и содержание. Б. Асафьев, как уже говорилось, правильно и своевременно осветил такую проблему как детское музыкальное творчество. Н. Александрова явилась основоположником советской системы ритмики, на основе которой строится обучение и музыкально-ритмическим движениям дошкольников. М. Румер последовательно разрабатывает основы обучения музыкальной грамоте.
Анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов требует помимо общей эмоциональной отзывчивости и других свойств восприятия и исполнения. Так, слушание музыки имеется в любой практике. Однако, выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. Очевидна также особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре). Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-6 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха. Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер - музыкальному переживанию.
Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение и поэтому все они применяются в дошкольном детстве. Важно всестороннее музыкальное развитие ребенка, т. к. это период выявления и становления всех музыкальных способностей. В целом, структура музыкальной деятельности состоит из следующего: слушание музыки, детское музыкальное исполнительство (пение, музакально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах), музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты), продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе различных программ. Но в разное время осуществлялись разные подходы в обучении, в частности музыке.
В годы Великой Отечественной войны, Советское государство не ослабляло своей заботы о детях, их воспитании. Дошкольные учреждения в тяжелые военные годы сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровье детей, в их воспитании. Количество детских садов не только не сократилось, но даже в некоторых районах значительно выросло.
Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», утвержденное 4 мая 1945г. народным комиссариатом просвещения РСФСР. Новое «Руководство для воспитателя детского сада», по форме и расположению материала более удобное, чем предыдущие издания. Для каждого возрастного периода (младший, средний и старший возраст) были определены анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей, режим дня и особенности физического воспитания детей. Воспитательную работу педагог обязан был планировать на основе «Руководства». Необходимо было не только планировать, но и ежедневно учитывать свою работу. Учёт помогал воспитателю осознать достижения и недостатки практики, сделать выводы и учесть их в дальнейшем планировании. Взаимосвязь между общим и музыкальным воспитанием приобретает более органический характер, обращено внимание на взаимодействие детского творчества и художественного воспитания. Многие из этих положений активно обсуждались на Всероссийских совещаниях по вопросам музыкального (1938 г.) и художественного воспитания (1941 г.). Если ранее противопоставлялось или признавалось «параллельное» существование этих двух сторон, если они рассматривались в известном отрыве, то теперь появились попытки предъявить требование к обучению с точки зрения задач музыкального развития.
Так, на сессии по музыкально-двигательному воспитанию в детском саду (1946 г.) С. Руднева в докладе высказывала свои соображения о том, что ребенок - маленький примитивный художник. И если не сохранить данные его психики, то по мере того, как он сам разовьет в себе способность аналитического восприятия, он потеряет свою примитивную целостность, утратит творческую активность. Эти положения не получили поддержки среди участников конференции, возражали педагоги и психологи (Г. Фортунатов, З. Богуславская, М. Румер, Н. Ветлугина и др.). Положения О. Варшавской можно противопоставить воззрениям С. Рудневой. Критикуя формальный характер обучения, порой имеющий место в практике, она вместе с тем, четко указала на активную позицию педагога и на то, что знания и навыки ребенка способствуют более яркому его музыкальному переживанию и воспитывают в нем эстетическое отношение к музыке.
Сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР под руководством А.П. Усовой (1898 – 1965) впервые разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, а не только у некоторых, как это происходило раньше, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику. В 1947г. А.П. Усовой разработано и издано методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в котором раскрывалось значение занятий в детском саду, содержание обязательных занятий, организация занятий по возрастным группам. А.П. Усова считала, что форма организации обучения должна быть гибкой, она должна изменяться с учетом содержания и метода. Это положение находит отклик в передовой педагогической практике, где делались попытки совершенствовать основную форму организации обучения. Это тем было достаточно актуально, так как в практику внедряется новая программа по музыкальному воспитанию, разработанная в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, нацеленная на развитие творческих начал личности ребенка [14].
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданный в 1953г. и переиздано 1954г, в котором обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме - на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.
Значительным событием в области дошкольного воспитания явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (21 мая 1959 г.). Впервые в истории дошкольной педагогики создана программа воспитания в детском саду (1962 г.). В ней занял должное место и раздел музыкально-эстетического воспитания. Отличительные черты новой программы - определение преемственных линий в развитии ребенка с первых месяцев его жизни до поступления в школу, а также определение содержания музыкального воспитания в его общих границах (не ограничиваясь лишь занятиями). Предусматривалась программа самостоятельных музыкально-творческих проявлений в быту, в играх, в развлечениях. Теоретическое обоснование раздела музыкального воспитания было дано автором в книге «Система эстетического воспитания в детском саду» (1962 г.). Роль музыки рассматривалась в тесной связи с общим и эстетическим развитием детей.
Создание новой «Типовой программы обучения и воспитания в детском саду» (1984 под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова) обусловлено закономерной необходимостью: социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
В связи с реформированием системы образования в 1989г. Государственным комитетам по народному образованию СССР – центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, - была утверждена «Концепция дошкольного образования» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию.
«Временное положение о дошкольном учреждении», принятое в 1991г. постановлением Совмина РСФСР, давало возможность каждому учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные изменения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.
Государственная политика в области дошкольного образования нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), в котором был закреплен правовой статус детского сада, определены его функции. Устанавливаются Государственные образовательные стандарты, впервые в педагогическую практику входит понятие «Образовательная программа» где, наряду с государственными образовательными стандартами, образовательными учреждениями и органами управления образованием, образовательная программа является составной частью системы образования Российской Федерации.
Закон «Об образовании» определяет, что образовательные программы дошкольного образования относятся к «общеобразовательным» по направлению, так как решают задачи « формирования культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе (социализации)». Категория «содержание образования» выступает как ключевой термин при определении смыслового пространства понятия «образовательная программа», а категории «уровень» и «направленность» есть количественные и качественные признаки категории «содержание образования».
В 1995г. постановлением Правительства Российской Федерации № 677 от 01.07.1995, утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Дошкольное образовательное учреждение стало теперь самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта: «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта» [19].
В настоящее время в связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [27] перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ [28].
Существует принципиальные отличия ФГТ от временных (примерных) требований. ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:
- по принципу интегративности, или возможности формирования качеств в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;
- в соответствии с
- с учетом возможности
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.
Также ФГТ отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность, и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей и на взаимодействие с семьями воспитанников.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Прежде чем говорить о каждой программе в отдельности, необходимо отметить, что все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные [20]: