Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
ГБОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
студентки 6 курса
специальности ______________________________
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок
С.Я. Маршака
Допустить к защите:
Зав. отделением заочной формы ___________________
обучения_________
«____» _______________ 2013 г.
Введение......................
Глава I. Теоретические основы
нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со
сказками С.Я. Маршака как средство нравственного
воспитания младших школьников……………………………………………….
2.1. Особенности восприятия
сказок детьми младшего школьного возраста………………………………………………………
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика
изучения сказок С.Я. Маршака в начальной
школе……………………………………...…………………
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение….………………………………………………
Во все
века люди высоко ценили нравственную
воспитанность. Глубокие социально
– экономические
Одним из средств воспитания нравственных качеств младших школьников являются литературные сказки.
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считается, что она является не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников.
Цель исследования: теоретически описать и практически показать возможности нравственного воспитания младших школьников посредством изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что изучение творчества С.Я. Маршака на уроках литературного чтения в начальной школе будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младших школьников.
Такой подход
к проблеме исследования предполагает
использование следующих методо
- анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;
- рефлексивный анализ опыта учителей;
- тестирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).
База исследования: Забайкальский край, Борзинский район, с. Чиндант, Чиндантская средняя общеобразовательная школа, 3 класс.
Практическая значимость: используемая методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе может быть использована учителями начальных классов и студентами во время педагогической практики в работе с младшими школьниками.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Теоретические основы
Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».
«Мы полагаем, - пишет Е.В. Бондаревская, - что «воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [8].
Как указывает А.В. Мудрик, «термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 г. в Остромировом Евангелии. Этот термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. – в значении «наставлять» [4].
В одном из первых печатных руководств по воспитанию детей в семье, «О воспитании чад» (1609), автор пишет, что родители ответственны за воспитание детей в семье и за выбор учителей. Воспитание нужно начинать в «раннем возрасте». Привычки, привитые с детства, определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего воспитания, передаваемые из поколения в поколение, окажут влияние на нравственность народа, на его характер [22].
Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утверждается в XVIII в. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов трактовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» - питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности и «различные системы воспитания отличаются друг от друга прежде всего качеством этого питания и его направлением [4].
На сегодняшний день в педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия «воспитание». Одна из причин – его многозначность и различное истолкование содержания.
В «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., «воспитание» определяется как: «а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития» [4].
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» «воспитание» трактуется как: «а) любой процесс, который помогает развивать возможности и способности людей путем передачи им знаний образцов поведения и ценностей; б) развивающий процесс, обеспечиваемый школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу» [4].
В отечественной педагогике советского периода процесс воспитания определяли как «организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом». В современной отечественной педагогике воспитание определяют как «эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели [24].
И. П. Подласый более подробно определяя процесс воспитания, подчеркивает, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Приоритетным направление воспитания является процесс формирования нравственной культуры как компонента базовой культуры личности [26].
В Педагогическом
энциклопедическом словаре
Многообразные
концепции, в которых воплощались
эти традиции, имели, как правило,
философский статус – ограничивались
постановкой вопроса о
Противоречивы представления об объекте нравственно воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии, нравственный закон, в отличие то всех других предписаний, является законом самой личности.
Выход из этого положения обычно усматривается в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И.Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.
Социальные
институты (семья, школа, трудовой коллектив
и др.) также наряду со своим прямым
назначением оказывают