Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака-изменена.docx

— 206.53 Кб (Скачать файл)

Э. Эриксон  утверждает, что особенности становления  личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап развития он застал. Он считает, что ценности и  нормы общества передаются детям  в процессе воспитания [18].

Восприятие  сказки - сложный процесс активного  воссоздания образно-предметного  и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка (Пропп 2000) [28].

В классической психологии волшебная сказка выступает  как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир  фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной  психологии волшебная сказка рассматривается  также как один из способов мифологического  освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и  структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс  восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности  сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка.

Важно понимать, что «ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо - оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты» (Ливенцева: Эл. ист.) [20].

Для достижения подобного эффекта, педагог должен учитывать, что восприятие в младшем  школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим  механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и  сопереживание герою сказки [8].

Развитие  личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним  на разных возрастных этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в  структуре личности и сохраняется  в последующие периоды жизни.

Л. Колберг  рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный  материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.

Второй уровень  - конвенциональная мораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Третий уровень  - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними [7].

В этом периоде  мы никогда не увидим ребенка в  пассивно - демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят: то он внимательно  наблюдает уличную ссору, то увлечен  чтением новой книги или же лезет на дерево или на крышу, чтобы  взглянуть оттуда на окружающую местность.

В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, совершенно иными  целями. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что сейчас возбуждает его  деятельность; но жизнь не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая.

В этом мире ребенок  мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором жил раньше, но, тем  не менее напряженное внимание к  зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъем вызывают у  детей сказки.

По тематике и стилистике сказки можно разделить  на несколько групп, но обычно исследователи  выделяют три: сказки о животных, волшебные  сказки и бытовые (сатирические).

1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта  лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные  в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и  главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху  социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что  особенно хорошо видно по присутствию  в тех и других сходных моральных  выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Есть среди  сказок о животных довольно страшные. Медведь съедает старика и  старуху за то, что они отсекли  ему лапу. Разъяренный зверь с  деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).

В сказках  о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет меня лиса за темные леса…»; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса», “заюнок - кривоног по горке скок”, “комар - пискун», “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сказках  не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и  то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается  благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность  в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в  высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости  и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события  в ней разворачиваются в строгой  последовательности. Сказка захватывает  динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень  часто, подведя героя к моменту  почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события  к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости.

В сюжете волшебной  сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен [27].

Мечта о соучастии  волшебных помощников в жизни  людей существует с древнейших времен - со времен обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом, колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.

3. Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные  черты жизни народа и его отношения  к власть предержащим, в частности  к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат “витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.

В бытовых  сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление  таких абстрактных действующих  лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских  пороков и недостатков [30].

Многие психологи  и педагоги отмечают упорство, с  каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова  узнавать, воспринимать в первоначальной последовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение  дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонифицированы: драконы, чудовища, ведьмы в сказках  олицетворяют трудности, проблемы, которые  нужно преодолеть. Разрешение сказочных  конфликтов способствует преодолению  страха - ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над  собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея - держать  ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и  страхов.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют  большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков  и девочек, поскольку облегчают  смену идентификации в зависимости  от проблем, волнующих ребенка. Малыш  легко входит в непривычную для  него сказочную обстановку, мгновенно  превращаясь в Ивана-царевича или  царевну - Лебедь, и вместе с тем  так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это  могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности  в реальном, обыденном и реального  в сказочном, волшебном.

Наилучшим образом  отвечают они запросам детей, органично  соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего  мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке [15].

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще  одна потребность. Ребенок хочет  подражать окружающим его, ловким, умным  взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький  мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Однако мир  сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь мотив достижения равенства или, пользуясь психологической  терминологией, мотив компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого  рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает  прекрасную основу для этой компенсационной  потребности, приводя все непременно к счастливому концу.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака