Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54
Нравственное воспитание в советский период определялось как «целенаправленное формирование моральных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях советской школы этот процесс имел целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформированных в моральном кодексе строителя коммунизма» [21].
Термин «нравственное
воспитание» употребляется
В Большом толковом словаре русского языка даются следующее значения слова «нравственность»: 1) совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) самое поведение человека; 3) моральные свойства [7].
Также термин «нравственность», как правило, употребляется в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской. Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали [21].
Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее [11]:
- не имея
однозначного толкования
- воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
- целью воспитания и нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
- современные
педагоги склонны понимать
- нравственное
воспитание осуществляется
- нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
Важнейшим вопросом как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте нравственности в общей структуре личности. По мнению B.C. Леднева, к числу базовых компонентов личности относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физическая культура.
«Эти личностные образования, - пишет B.C. Леднев, - составляют единое целое в конкретном индивиде и соотносятся между собой особым образом: они пересекаются в течение всей жизни человека. Так, нравственная культура, отражающая феномен направленности личности (отношение человека к себе и к окружающему миру, мировоззрение), является ключевым звеном механизма принятия решения и потому доминантой поведения человека» [17].
В программах
таких предметов как
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением
в школу наступает перелом
в условиях развития детей. Весь уклад
жизни и ценностей становится
иными. У младшего школьника происходит
интенсивное формирование качеств
личности, обусловливающих возможность
новых устремлений и
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Младший школьный возраст – это радование бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий [13].
Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.
В процессе систематизации содержания нравственного воспитания представляется целесообразным использование концентрической разветвленной структуры, в соответствии с рисунком 1:
Требование по созданию разветвленной структуры основано исходя из следующих позиций [13]:
Первое. Дифференциация содержания нравственного воспитания необходима в связи со светским характером современного Российского государства, школы, а также в связи с многонациональным и многоконфессиональным характером общест ва, значительным различием детей по уровню духовно-нравственной культуры. Поэтому в последнее время назрела необходимость введения обязательного, системообразующего базового курса, направленного на развитие нравственной культуры учащихся.
Подобные курсы под тем или иным названием («Истоки», «Основы православной культуры» и т.п.) уже более десяти лет существуют во многих российских школах. Они имеют культурологическую, историко-культурологическую, информационную или эстетическую направленность.
Данные курсы призваны повлиять на становление нравственности детей в их личностном (духовном) становлении, вдохновить на реальные нравственные поступки. Подобная постановка цели определяет и методику проведения уроков данного курса, построенную исходя из «триединства» задач урока: обучающих, воспитательных и развивающих. Причем главными для уроков данного «нравственного» курса необходимо считать воспитательные задачи.
Вторая значимая позиция в построении системы нравственного воспитания - это «вкрапление» в процесс обучения, то есть во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента. Кроме того, воспитательное воздействие на детей в рамках урока могут три основных фактора: личность педагога, преподаваемый материал и форма проведения урока [13].
К.Д. Ушинский и ряд других педагогов считали, что именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, душа получает первую пищу для своего образования. Особое значение для детей имеют впечатления; они действуют на них сильнее и непосредственнее, чем на взрослых [2].
В воспитании чувств огромное значение должно принадлежать искусству, особенно искусству классическому, нравственно чистому, поскольку оно учит «...ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать - оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания» [23].
Третья позиция в обосновании системы нравственного воспитания касается взаимосвязи базового нравственно ориентированного курса и других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности ребенка, которая развивается не «сама собой», а постепенно, общаясь с миром других личностей, с обществом, с природой. Здесь важно не упустить такой момент: рядом с понятием «личности» неизменно встает понятие «свободы» [13].
С этой точки зрения смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении зла и в обращении к добродетели. И именно на это должна быть направлена деятельность школы: не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра. Поэтому школа может и должна стать полноценным институтом духовно-нравственного воспитания.
Исходя их этого, первоочередными задачами школы в плане нравственного воспитания детей являются:
- приобщение ученика к богатствам науки и культуры.
Формы нравственного воспитания в образовательном учреждении могут быть следующими:
- использование активных методов общения на уроках чтения, дидактических игр, диалога как метода обучения и воспитания;
- проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;
- участие детей во всех видах творческой художественной деятельности.
Четвертая позиция в построении системы нравственного воспитания - привлечение учреждений дополнительного образования, система которых является наиболее благоприятной для нравственного воспитания детей, поскольку она ориентирована прежде всего на свободный выбор самих детей, их интересы.
Работа с семьей, взаимосвязь работы школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении системы образования [13].
Семья - основа воспитания ребенка, идеальный тип социальной структуры. Ребенок не может жить вне семьи, и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка. Именно в семье закладывается характер человека, его мировоззрение, ценностная ориентация.
В своей наивысшей полноте нравственное воспитание способно реализоваться только в семье. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны идти навстречу семье в решении проблем, оказывая необходимую посильную педагогическую помощь. Система образования может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание, осуществляя индивидуальный подход к родителям и ребенку.
Шестой позицией в построении эффективной системы воспитания является необходимость наличия духовной и нравственной окружающей ребенка среды. Это относится прежде всего средства массовой информации. Идеальным было бы изменение их содержательной сущности. Но, поскольку такая задача в современных условиях вряд ли выполнима, то имеет смысл говорить о защите детей от пагубного воздействия СМИ, с одной стороны, и создании программ альтернативного содержания в средствах массовой информации - с другой.
Нами выявлены основные факторы нравственного становления личности, которые реализуются через создание определенных педагогических условий, каковыми являются:
Таким образом, эффективная реализация процесса формирования нравственных качеств школьников и нравственное воспитание в системе образования подразумевает:
1) включение нравственной компоненты в содержание учебных предметов;
2) введение обязательного, системообразующего базового курса нравственной направленности;
3) взаимосвязь работы школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания;
4) наличия духовной и нравственной окружающей ребенка среды, защита детей от пагубного воздействия СМИ.
Иными словами, должен быть примат нравственных ценностей в содержании образования.
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями.
Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет только в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.