Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака-изменена.docx

— 206.53 Кб (Скачать файл)

Комплекс  следующих заданий может сопровождать изучение кумулятивной «Репка».

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
  • Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
  • Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
  • Разыгрывание придуманных сказок [2].

При этом учитель  должен соблюдать следующие правила:

  • чередовать разные типы заданий;
  • не играть в одну игру много раз подряд;
  • не выполнять задания за ребенка;
  • начинать с заведомо легких заданий;
  • учитывать темперамент каждого ребенка;
  • продумать варианты одного и того же упражнения [8].

Кроме того, сказкотерапевты  советуют учителям:

  • Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
  • Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  • Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
  • Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр) [2].

Оценивая  работу учеников, психологи рекомендуют  учителю привлекать их к оценке своих  достижений. Этому способствуют вопросы: «Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методика работы над сказками в начальной школе

 

Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий  «сказка» толкуется как вид фольклорной  прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей [6].

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса [17].

Сказка –  преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного  или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих  терминов [17].

Можно выделить еще одно определение «сказки», которое  обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка – это вид устных повествований  с фантастическим вымыслом, формы  которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном  виде сделались неотделимым свойством  этой фольклорной прозы [9].

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в  которой она бытует. В сказочном  образе действительности переплетаются  взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную  реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Народные  сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают  свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в  фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: «Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора». Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной [28].

Сказка развивает оценочные  суждения школьников. В процессе анализа  сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится  в людях? За что наказывают, а что  поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?». Большой потенциал  положительных нравственных поучений несут в себе сказки.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький  так передает это воздействие  народной сказки: «От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство  крылатой радости. Чудеса ее песен и  стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса».

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка  – ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!». Чрезвычайно важна  познавательная сторона сказки [7].

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие  школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные  средства, а также принятый в сказках  своеобразный синтаксический строй  речи, структуру предложений, живость  повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

        • наличие вымысла;
        • композиционное своеобразие – зачин, повторы, концовка.

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний  раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное  событие и следует развязка. Повторы  происходят чаще всего потому, что  в сказке появляются все новые  и новые действующие лица или  вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три  основных признака сказки:

  1. устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;
  2. необычны в бытовом смысле события;
  3. специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают  три жанровые разновидности:

  1. сказки о животных;
  2. волшебные сказки;
  3. бытовые новеллистические сказки [29].

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что  в сказке действуют животные. Эти  сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать  размеры явлений, дел и поступков  и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать  детскими и потому, что в них  много действия, движения, энергии  – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много  юмора. Это их чудесное свойство развивает  у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых  говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции [29].

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух – герой, лиса – хитрая обманщица, волк – жадный, медведь – глупый, коза – лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной.

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с  удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так  рассказать детям сказку и так  организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном  мире.

Сперва, сказка анализируется, как  реалистический рассказ и все  направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно  представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке» и др.

В древности существовали верования  в ведьм, колдунов, которые могут  творить чудеса. Народ в те далекие  времена верил и волшебные  вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой  магией. Вместе с тем росло поэтическое  воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить  прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли  это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках [30].

Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией  приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются  в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем  ближе конец, тем острее и напряженнее  становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к  моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот  события к исходному положению  – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой  прием помогает ребенку понять, что  для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной  сказке характеры персонажей, действующие  лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны  своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая  особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена  прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков  людей [30].

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование  сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: «налетели», «подхватили», «унесли» и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний – всеми чертами окружающего нас мир [13].

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака