Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».
Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известный психолог А. .В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную [8].
В сказке для
детей кроется особое очарование,
открываются какие-то тайники миропонимания.
Они находят в сказочном
Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе [4].
Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Как никакие другие произведения, сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.
К сожалению, очень часто творческий потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается на уроках «Литературного чтения», поскольку их изучение в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.
Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в сказке, - гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова.
Однако в многочисленных публикациях по методике преподавания «Литературного чтения» в младшей школе мы находим лишь отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению сказки в школе. Она предполагает интеграцию в традиционную методику изучения фольклорной сказки, предполагающую проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, системы вопросов и заданий, применяемых в рамках сказкотерапии.
Наше исследование показывает, что большинство работ по сказкотерапии написано для школьных психологов (Амбросьева 2007 и др.) и не предполагает использования разработанных методов на уроках по «Литературному чтению» [1]. Исключением является работа А.В. Криницыной. Она носит психолого-педагогический характер и содержит методические рекомендации по изучению поэтики волшебной сказки, направленному на «развитие и укрепление положительной, гармоничной и целостной системы отношений ребенка» с окружающим миром и людьми [14]. Это предполагает формирование познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов личности младшего школьника. Поставленная цель требует от учителя донесения до детей следующей информации:
Для решения
этой задачи он может использовать
следующие
1. Рассказывание сказок.
Уникальность методики А.В. Криницыной как сказкотерапевта заключается в том, что она рекомендует учителю попросить детей сопроводить слушание сказки изображением описываемых событий с помощью мимики и жестов. Ссылаясь на собственный педагогический опыт, она поясняет: «Мы в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. <…> В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки)» [14].
После прочтения сказки учителем дети должны ответить на следующий блок вопросов: «Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чем эта сказка? Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои? Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?»
В результате у ребенка формируется свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям.
2. Переписывание сказок.
Оно может осуществляться с помощью следующих заданий.
А. «Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок <…> становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру». Выполнение этого задания А.В. Криницына предлагает предварить следующими словами: «Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, - живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку “Колобок”, сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги - злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой».
Б. Ребенок переписывает или дописывает изучаемую сказку. При этом он может изменить ее конец или ввести в повествование других персонажей. «Это помогает ребенку переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни».
3. Сочинение сказок.
На этом этапе урока учитель может предложить школьникам рассказать свою сказку на свободную или заданную тему. Помимо развития творческих способностей ребенка, это задание способствует выявлению наиболее значимых и травматичных событий из жизни ребенка. Они вербализуются с помощью выбранной тематики и развития сюжета, проявляются в образе главного героя и его отношениях с миром, отражаются в сказочной символике.
Сочиненные детьми сказки (или их эпизоды) сказкотерапевты предлагают разыгрывать с помощью кукол. В роли актеров могут выступить и сами дети. «Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка». Кроме того, она позволяет детям проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.
4. Рисование сказок.
Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.
5. Творческие игры со сказкой (Криницына 2010) [14].
Очевидно, что, несмотря на стремление автора включить описанные задания в занятия по «Литературному чтению», их проведение не дает школьникам исчерпывающего представления об изучаемых произведениях художественной литературы. Не вызывает сомнений, что рассказывание, переписывание, сочинение и иллюстрирование сказок стимулируют детское воображение, способствуют более глубокому пониманию школьниками текста и развитию общей культуры речи учащихся, ее выразительности. Однако, во-первых, их проведение требует большего количества времени, чем то, которым располагает учитель. Во-вторых, авторы пособия поясняют, что многие из описанных методов активности учащихся эффективны при индивидуальной работе учителя с учеником, что также трудновыполнимо в условиях современной школы.
Представляется,
что предложенные сказкотерапевтом
задания сочинить сказку или рассказать
ее от имени одного из персонажей, могут
быть предложены учителем в форме
домашнего или классного
Обратим внимание,
что данные задания могут быть
дополнены методическими
Так, при изучении
литературной сказки братьев Гримм
сказкотерапевты предлагают создать
у детей соответствующий
Изучение сказки о животных сказкотерапевты рекомендуют сопровождать созданием пиктографических изображений, т.е. картинок, которые будут являться «планом» повествования, и моделированием сказок, при котором ребенок замещает персонажей различными геометрическими фигурами на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (лягушка - зеленый, лиса - оранжевый и т.д.).
Изучение
литературной сказки и сказки о животных
можно дополнить созданием
Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен «Снежная Королева»);
Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»);
Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Эти задания могут быть дополнены следующими видами активности: